Возможно, мы не задумывались, что дети всех возрастов и стран любят кубики.
Но точно знаем, что игра с ними трехлетнего и
шестилетнего ребенка будет поразительно отличаться. Первому кубики
нужны, чтобы складывать их в ряд. Второй заранее точно знает, что именно
хочет построить, и это будет, например, город с мостами и дорогами. И
то и другое правильно. Кубики – открытые материалы.
В любом детском саду и в любой семье есть материалы,
которые являются открытыми, то есть их можно использовать различными
способами, и они подходят детям всех возрастов и уровней развития.
Какие именно и много ли их?
Это весь природный и бросовый материал, который чаще
всего используется для ручного труда на занятиях или в работе кружков и
студий.
Это уникальные по своим эффектам песок и вода.
Это изобразительные материалы всех видов.
Это картинки из старых журналов.
Как быть…• Сменить акценты
собственной педагогической деятельности с «обучения на специально
организованных занятиях» на «содействие самостоятельной осознанной
творческой деятельности детей».
• Спросить у детей, какие материалы они хотели бы иметь.
• Договориться, где эти материалы будут располагаться в
группе (в рамках детского сада) или в квартире, как их использовать и
хранить.
Обсуждать с детьми их планы ДО:
– что бы ты хотел сделать;
– какие материалы тебе могут понадобиться;
– с чего ты начнешь;
– кого бы ты пригласил работать вместе с тобой;
– нужна ли тебе помощь;
и ПОСЛЕ работы:
– что ты планировал сделать;
– что у тебя получилось, в чем были трудности;
– что бы ты посоветовал тем, кто решит выполнить такую же работу;
– что бы ты хотел сделать дальше;
– где можно использовать то, что у тебя получилось.
• Целесообразно еженедельно смотреть, какие материалы
нужно заменить, пополнить, добавить. Подсказки следует искать в
поведении детей.
|