Привычный педагогический штамп – детей нужно учить делиться. Всем. Всегда.
Собственно, в этом нет ничего плохого: ребенок живет не
один в доме, он не один в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить
непременно отзывчивого коллективиста другой крайности – отрицания права
ребенка на собственность и на собственное безопасное жизненное
пространство? Почему у взрослых «все свое собственное», а у детей «все
общее»?
Итак, детей можно заставить делиться, перешагивая через
их чувства и желания, – воздействовать силой. Но тогда не стоит
удивляться, что, став старше и привыкнув подчиняться силе, они будут
придерживаться именно такой стратегии: либо беспрекословно отдавать свои
вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать
силой по отношению к другим детям. Как быть…Прежде всего подумать, не поддаваться на собственные сиюминутные чувства и не пользоваться стереотипами, потому что:
В раннем возрасте дети, скорее всего, не готовы
искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для
детей осязаемую чувственную желанную ценность.
В возрасте 3–4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства: «я», «мое».
В 4–5 лет назначение игрушки или предмета, в том числе, – быть средством установления партнерских отношений с другими людьми.
В 5–6 лет – это еще и способ обозначить свои личностные особенности, достижения, достоинства.
Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во
внимание особенности индивидуальные (отношение семьи к вещам ребенка,
например) и традиции группы (а не лично ваши), с детьми можно договориться.
С ребенком раннего возраста: «Конечно, это твоя
машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет. Когда Димочка поиграет с
машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть машинку
Коле». Проблема в том, что у ребенка нет умения корректно заявить о
своем желании. Нужен образец.
С детьми 3–4 лет: «Это Олины карандаши. Оля
хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать
вместе с ней». Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем
более что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать
вместе. Не уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже.
Для детей 4–6 лет логика примерно та же:
подчеркните, подтвердите ПРАВО ребенка на предмет – это успокоит
страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение
«собственника» к вам и претендента к «собственнику», даст понимание
причины сопротивления. «Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки.
Он знает много названий. Давай попросим его рассказать, какая самая
быстрая». Не оставляйте детей сразу – побудьте вместе с ними, это даст
импульс позитивному содействию сторон.
Длинно? Да. Но короче только путь войны, где пострадавшими будут все. |