Когда умирает близкий любимый человек, дети могут
испытывать скорбь и страх. Процесс этот может длиться долго, в
зависимости от того, какое значение имел умерший человек в жизни
ребенка.
Ребенок может верить, что умерший еще вернется.
Может испытывать гнев, так как ему кажется, что его бросил тот человек, которого он любил.
Может печалиться, плакать, чувствовать себя подавленным.
Может испытывать страх от процесса похорон.
И наконец, ребенок смиряется с положением вещей, начинает понимать мир по-новому. Как предотвратить проблему• Время
от времени читайте ребенку книги, где описывается чья-то смерть.
Например, в сказке «Золушка» есть упоминание о том, что «родители ее
умерли». Поговорите с ребенком о том, как он это понимает.
• Если умрет какой-нибудь известный человек (обычно дети
узнают об этом из разговоров взрослых или из выпусков новостей),
поговорите о нем, как он жил, как будет продолжаться то, что он делал.
• Если дети найдут умершее насекомое, птенчика или
другого мелкого зверька, воспользуйтесь этим, чтобы рассказать, что
значит смерть в физическом смысле – неподвижность, молчание, полное
отсутствие реакций.
Как справиться с проблемой, если она уже естьПомогите ребенку выразить свои чувства – пусть они бьют или месят тесто, рисуют, забивают гвозди.
Напишите вместе книжку о том, кто умер, и о тех
замечательных вещах, которые он (она) успел сделать при жизни. Если
ребенок не склонен говорить об этом человеке, сочините с ним историю о
каком-нибудь маленьком зверьке, который потерял кого-то из тех, кого
очень любил.
Если смерть произошла от болезни, объясните, что не все болезни приводят к смерти.
Отвечайте на вопросы о смерти прямо и точно. Учтите,
если дети начинают задавать такого рода вопросы, значит, они усиленно
размышляют на эту тему. В некоторых случаях эти вопросы навеяны
обеспокоенностью своей судьбой: «А когда я умру?» Лучший ответ: «Я
надеюсь, что ты проживешь долгую-долгую жизнь». |