Для того чтобы дети могли самостоятельно выбрать
вид деятельности, место работы, материалы и инструменты, партнеров,
научиться планировать и контролировать свои действия, необходимо
очертить круг возможностей, то есть провести своего рода презентацию
возможностей. Трудность заключается в том, что взрослые невольно и
незаметно для самих себя часто предписывают, чем дети будут заниматься в
том или ином месте. Такой подход взрослые оправдывают тем, что дети уже
получают заведомо больше возможностей, а также возникающим опасением,
что дети не сумеют самостоятельно найти рациональные способы действия –
«всему нужно учить». Как предотвратить возникновение проблем• Выделить
в детской комнате (дома) или в группе детского сада «центры активности»
или «станции», в которых материалы и игрушки будут скомпонованы по
видам деятельности – центр искусства, центр кулинарии, центр математики и
т. д.
• Наполнить центры активности открытыми материалами –
такими, которые могут быть использованы самыми различными способами. К
открытым материалам, например, относятся бумага, коробки, лоскуты ткани,
мелкие предметы, карточки с вариантами заданий.
• Наполнить центры активности материалами, соблюдая
принцип «избыточной достаточности», то есть материалов должно быть
много. Обязательно каждый день вносить новые элементы.
• В детском саду предложить желающим пойти в центры
активности (по 1 ребенку) и посмотреть, какие материалы там появились.
По возвращении дети рассказывают всем остальным о том, что они увидели
интересного.
• Предложить детям обойти все центры активности до
начала группового сбора и посмотреть, что в них появилось нового,
интересного, и уже на самом сборе решить, где они будут сегодня
работать.
• Предложить ребенку подготовить материалы центра и на групповом сборе рассказать всем о том, что он подготовил.
• Воспитатель приносит из каждого центра активности
самые привлекательные материалы, показывает их, рассказывает, что еще
любопытного приготовлено в центрах.
• Использовать игру «Поезд». Дети «едут в поезде» от
одного центра активности к другому. «Приезжая» в центр, рассматривают
подготовленные материалы вместе с воспитателем (в последующем
ориентируются сами) и по ходу движения «поезда» остаются в выбранных ими
центрах.
• Использовать игру «Подзорные трубы». Дети рассматривают в «подзорную трубу», что же их ждет в центрах.
• Предложить ребенку, по желанию, рассказать о том, что
ему удалось сделать в каком-либо центре и что он рекомендует сегодня
попробовать другим. |