Построение образовательного процесса в ДОУ,
реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания
структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции
системного, компетентностного и дифференцированного подходов,
ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными,
здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными,
информационными компетенциями.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
– принцип индивидуального подхода предполагает
всестороннее обследование учащихся и разработку соответствующих мер
педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор
форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных
образовательных потребностей каждого из детей группы);
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) .
Важным условием успешности инклюзивного образования является
обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация
этого принципа решает задачу формирования социально активной личности,
которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем
социальных услуг;
– принцип социального взаимодействия предполагает
создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками
образовательного процесса с целью достижения плодотворного
взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей,
родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность
как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как
модели реального социума;
– принцип междисциплинарного подхода .
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного,
междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств
воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный
педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя),
работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе
обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на
конкретного ребенка, так и на группу в целом;
– принцип вариативности в
организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную
группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие
вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и
дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной
методической базы обучения и воспитания и способность педагога
использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и
специальной педагогики;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей .
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны
родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача
специалиста – установить доверительные партнерские отношения с
родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу
родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для
их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на
поддержку ребенка;
– принцип динамического развития образовательной модели детского сада . Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении учитывается следующее:
• наличие мотивации руководителя ДОУ;
• психологическая готовность коллектива ДОУ
к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями,
методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
• наличие необходимых специалистов
(учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
тьюторов) или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными
центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;
• наличие специальных условий для обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
безбарьерной среды;
• возможность повышения квалификации педагогов.
Основная цель образовательного учреждения в
процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для
совместного воспитания и образования детей с разными образовательными
потребностями.
Когда решение принято, происходит
разворачивание инновационной педагогической деятельности, предполагающей
ряд обязательных процедур (осознание ценностей, постановку целей,
анализ условий, подбор и создание средств и методов, оценку результатов и
коррекцию деятельности) и этапность их реализации в соответствии с
решаемыми задачами.
На первом этапе планируются следующие мероприятия:
• руководитель принимает решение об организации инклюзивной практики в ДОУ;
• совместно с представителем органа
управления образованием руководитель ДОУ проводит анализ квалификации
специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных
программ и технологий, по которым работает ОУ на соответствие их
условиям реализации инклюзивных целей;
• руководитель ОУ проводит встречи с
педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей,
ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий
коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации
инклюзивной практики в ДОУ;
• происходит знакомство с детьми и семьями,
а при наличии в ОУ консультативного пункта (КП) – проведение первичного
приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций;
• ПМПк на основе заключения ПМПК и
результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами,
разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ (лекотека,
СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа,
дополнительные занятия со специалистами) и индивидуальную
образовательную программу;
• определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;
• проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;
• подписываются договоры с родителями;
• составляется расписание, и определяется распорядок дня.
При включении в образовательный процесс
ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо продумать,
что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений
это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или
школу подразумевает составление индивидуального образовательного
маршрута и изменения средовых условий с учетом его особенностей.
Например, если приходит ребенок с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, планируются весь маршрут передвижения ребенка по детскому
саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение
за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические
действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими
детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-волевой сферы
– планируется деятельность воспитателя по включению этого ребенка в
группу детей.
На втором этапе решаются следующие задачи:
• разработка концепции организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;
• разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;
• создание методического обеспечения образовательного процесса;
• создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования;
• повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;
• определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ;
• создание предметно-развивающей среды;
• разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;
• выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;
• создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.
Организационная модель инклюзивного ДОУ
должна учитывать разнообразные условия, зависящие от комплектации
детского сада, быть гибкой и вариативной. |