Модель составления основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения - ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ - Каталог файлов - МИШУТКИНА ШКОЛА

Четверг, 08.12.2016, 10:50
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА [26]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ [22]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ [42]
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [8]
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [15]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [18]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ [8]
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОУ [30]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ » ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Модель составления основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения
04.10.2013, 17:52

Методическое обеспечение образовательного процесса инклюзивных групп определяется с учетом психофизических особенностей всех детей. В связи с изменением Федеральных государственных требований (ФГТ) к основной образовательной программе (Приказ Министерства образования и науки № 655 от 23 ноября 2009 г.) происходит создание и внедрение новых методических рекомендаций к разработке основных и дополнительных образовательных программ.

Одной из важных задач методического обеспечения инклюзивных процессов является определение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного учреждения и включает время, отведенное на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

• образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательная часть основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения

1. Пояснительная записка.

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в инклюзивных группах дошкольного образовательного учреждения.

В этом разделе определяется возрастной диапазон детей, посещающих инклюзивные группы (например, группы для детей от 2 до 4 лет, от 5 до 7 лет).

При описании особенностей контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, перечисляются виды нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с терминами, употребляемыми в п. 34, 36 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666 г. Москвы).

1.2. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В целях деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программы) отражается достижение здоровыми воспитанниками, посещающими инклюзивные группы, готовности к усвоению основных общеобразовательных программ начального общего образования и достижение детьми с ОВЗ дифференцированной, в зависимости от тяжести и сложности нарушения развития, готовности к усвоению программ специальных образовательных учреждений либо освоение возможного уровня навыков самообслуживания и социального взаимодействия.

Задачами деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации Программы в инклюзивной группе являются: создание современной развивающей образовательной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, родителей и педагогического коллектива; формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих социальную успешность; сохранение и укрепление здоровья; коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

1.3. Организация образовательного процесса в группах комбинированной направленности (инклюзивных группах).

В данном разделе определяются особенности организации образовательного процесса в инклюзивных группах:

1) условия и регламент проведения занятий с ребенком с ОВЗ специалистов ДОУ (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), воспитателей инклюзивных групп, педагогов дополнительного образования;

2) регламент и содержание работы тьютора;

3) роль родителей детей с ОВЗ в составлении, реализации и оценке эффективности индивидуального образовательного марш рута;

4) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;

5) система супервизии работы психолого-педагогических кадров.

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы.

В перечень принципов и подходов к формированию Программы целесообразно включить те, которые выделены в п. 2.4. ФГТ:

• принцип развивающего образования;

• принцип необходимости и достаточности;

• принцип единства воспитания и обучения;

• принцип комплексно-тематического планирования для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми, решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• принцип уважения прав личности;

• принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);

• партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;

• приоритет активных методов обучения;

• создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей.

В данном разделе в форме таблицы виде приводятся сведения о режиме дня группы в теплое и холодное время года, с указанием режимных моментов, отведенного для них времени, категорий видов деятельности участников воспитательно-образовательного процесса (самостоятельная деятельность детей, организованная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей).

2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса необходимо ориентироваться на:

• достижение детьми планируемых результатов освоения Программы;

• оптимизацию воспитательно-образовательного процесса за счет проектирования комплексных видов деятельности, охватывающих несколько направлений развития детей и ассимилирующих содержание нескольких образовательных областей;

• формирование личности ребенка с использованием активных методов обучения и воспитания;

• создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организации совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

• циклические изменения в природе, общественной жизни (праздники), времени (начало и окончание учебного года, недели);

• пролонгированные виды деятельности, направленные на сплочение участников образовательного процесса и достижение социально значимых результатов;

• личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование образовательных компетенций (ориентация в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализация программы действий, оценка результатов действия, осмысление результатов).

Основой проектирования отдельных элементов воспитательно-образовательного процесса, составления циклограмм и календарно-тематических планов может быть использование схемы соответствия образовательных компетенций образовательным областям и направлениям развития ребенка, итоговым результатам усвоения Программы. Результатом проектирования является календарно-тематический план, являющийся основой реализации содержательной части Программы.

2.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

В этом разделе отражаются цели и задачи, определенные в п. п. 3.3.1. – 3.3.10 ФГТ, приводятся списки рекомендуемой литературы и пособий, ссылки на методические разработки учреждения, утвержденные в установленном порядке, которые прилагаются к Программе.

Приведем пример.

Цели образовательной области – развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи образовательной области – развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.

Ресурсы – Боронина Е. Г. Оберег. Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999; Коренева Т. Ф. В мире музыкальной драматургии. – М., Владос, 1999; Матяшина А. А. Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: Владос, 1999.

2.4. Содержание коррекционной работы.

Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

В течение месяца с момента начала посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) ребенок с ОВЗ, как и все дети группы, обследуется в рамках мониторинга достижений (уровня образовательных компетентностей – см. «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», стр. 81). Кроме того, необходимо проводить количественную оценку психофизического развития и возможностей ребенка, включая мыслительные. Пример шкалы оценки психофизического развития и возможностей ребенка, заполняемой педагогом-психологом по результатам наблюдения, приведен в таблице 5.

Таблица 5. Шкала оценки психофизического развития и возможностей ребенка.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Результаты проведенной оценки развития ребенка используются для составления индивидуальной образовательной программы, выстраиваемой на основе основной образовательной программы инклюзивной группы путем применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий ее реализации.

В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребенка социальных и практически-ориентированных навыков.

В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства, содержание работы тьютора. ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации ИОП представлено в сводной таблице 6. Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуального образовательного маршрута.

Повышению качества коррекционной работы в рамках инклюзивного процесса служит практика перекрестной супервизии работы специалистов и воспитателей группы.

Таблица 6. Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации индивидуальной образовательной программы.

2.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Здесь рекомендуется привести перечень интегративных качеств ребенка в соответствии с рекомендациями ФГТ.

2.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В инклюзивной группе желательно применять единую систему мониторинга достижений как нормально развивающихся детей, так и детей с ОВЗ. Удобным вариантом организации измерений достигнутых ребенком образовательных результатов могут стать шкалы оценки компетентностей, основанные на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях; сформированности личностно-ценностного отношения к основным видам деятельности и их результатам.

Перечислим возможные критерии достижения ребенком более высокого уровня компетентностей: эмоциональное вовлечение в деятельность, наличие знаний конкретного и обобщенного характера, необходимых культурно-фиксированных действий, возможность варьировать поведение адекватно ситуации, способность учитывать правила и этические нормы, взаимодействовать с другими в рамках совместно-разделенной деятельности. Пример шкалы оценки сформированности компетентности приведен в таблице 7.

Таблица 7. Шкала оценки сформированности компетентности в образовательной области «Труд».

Мониторинг проводится 3 раза в год с момента поступления ребенка в образовательное учреждение и до момента его окончания.

Оценка производится в баллах на основании повседневного наблюдения за поведением ребенка в разных режимных моментах воспитателями и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.

Согласно ФГТ в систему мониторинга рекомендуется включать по возможности объективные, аппаратные методики регистрации развития ребенка.

К таким методикам, в частности, могут относиться различные развивающие компьютерные игры и программы, в структуре которых предполагается фиксация достигаемых ребенком результатов.

Часть программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения, формируемая участниками образовательного процесса

В этой части программы целесообразно прописывать деятельность, направленную на создание благоприятных социальных условий для включения детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников и организацию эффективного и комфортного совместного обучения этих категорий детей.

Данный вид деятельности участников образовательного процесса сначала планируется на уровне определения направлений и форм работы (таблица 8), а затем на уровне календарно-тематических планов и циклограмм работы сотрудников учреждения.

Таблица 8. Деятельность, направленная на создание благоприятных социальных условий.

Условия реализации образовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения

Организация инклюзивного процесса

В этом разделе описывается и представляется в виде схемы алгоритм реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка от поступления в структурные подразделения дошкольного учреждения (в службу ранней помощи, лекотеку) до адаптации его в инклюзивной группе.

Этот алгоритм должен быть раскрыт при помощи пояснений основных его компонентов, к которым относятся:

• особенности и содержание взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

• особенности и содержание взаимодействия между сотрудниками дошкольного учреждения;

• вариативность и технология выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению;

• критерии готовности ребенка к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

• организация условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

1) Предметно-развивающая среда.

Здесь описываются особенности предметно-развивающей среды инклюзивной группы детского сада, вытекающие из необходимости создания условий для реализации индивидуально образовательного маршрута.

Одним из основных требований, предъявляемым к такой среде, является обеспечение возможностей для самостоятельной деятельности детей, как в пространственном аспекте, так и в плане насыщения доступными и современными средствами (включая технические средства) и материалами.

2) Организация партнерских отношений с семьей.

Совместная деятельность с семьями воспитанников определена в ФГТ как одна из необходимых составляющих категорий деятельности, используемых для реализации программы.

Партнерское взаимодействие с семьей планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат, обеспечивающий родителям возможности реализации своего права на участие в образовательном процессе.

При описании организации сотрудничества с семьями необходимо представить:

• способы и соответствующий временной регламент очного и дистанционного контакта членов семей и сотрудников ДОУ;

• направления и формы взаимодействия с семьями;

• циклограмму планового взаимодействия с семьями в процессе реализации программы.

3) Разработка индивидуальной образовательной программы.

В дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом как основной общеобразовательной программы, так и индивидуальной образовательной программы (ИОП).

В структуру ИОП, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые компоненты специальных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта и т. д.

Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем, знаний, умений и навыков конкретного ребенка. Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
Категория: ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ | Добавил: admin | Теги: Диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, Обучение, методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, Подготовка к школе
Просмотров: 1125 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования