Это варианты дизонтогенеза, при которых
наблюдается повреждение структур аффективной организации как одного из
базовых компонентов психического развития в целом (О. С. Никольская).
Помимо этого происходит искажение наиболее общих законов психического
развития (что и дало наименование данной подгруппе асинхронного
развития).
Выделяют три варианта искаженного развития:
• искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы;
• искажение преимущественно когнитивной сферы;
• мозаичные (смешанные) варианты искаженного развития.
Подобные типы психического развития относят к расстройствам аутистического спектра.
В основе искажения преимущественно
аффективно-эмоциональной сферы – развития по типу раннего детского
аутизма – лежит «…тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса,
препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со
средой, выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство
отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим…
стремление стереотипизировать и упрощать эти контакты» (О. С.
Никольская). По классификации О. С. Никольской все разнообразие детей с
РДА может быть условно отнесено к 4 группам (по специфической для каждой
группы сформированности всей системы аффективной организации поведения и
сознания).
Образовательный маршрут в ДОУ для детей с искажением преимущественно аффективно-эмоциональной сферы
I группа РДА (по О. С. Никольской).
Образовательный маршрут в ДОУ для такого
ребенка целесообразнее всего начать с индивидуальных занятий со
специалистами СРП или лекотеки ДОУ. Далее, по мере возникновения
интереса к окружающим и частичной адаптации, возможно посещение ГКП
«Особый ребенок» с гибким включением в среду детей. На этом этапе
возможна парциальная интеграция в мини-группу обычных детей (праздники,
прогулки) при условии сопровождения специалистами (педагог-психолог,
учитель-дефектолог). Посещение инклюзивной группы без специальной работы
специалистов сопровождения может нанести вред ребенку и затормозить его
эмоциональное развитие.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Наличие специалиста сопровождения
(психолога, дефектолога) при посещении (парциальное включение) группы
детей. Обязательное дозирование времени пребывания в группе детей.
Индивидуальные занятия с психологом, «простраивание» алгоритма простой
продуктивной деятельности, формирование стереотипных игровых навыков.
Могут быть рекомендованы занятия ЛФК, ритмикой. Для всех детей с
вариантами искаженного развития (расстройствами аутистического спектра)
необходимо наблюдение и сопровождение врача-психиатра.
При анализе условий, необходимых для
адаптации в образовательном учреждении, важно учитывать, что такой
ребенок адаптируется в любой новой ситуации, но все же лучше себя
чувствует в привычной, предсказуемой обстановке. Среди условий можно
особо выделить необходимость присутствия специалиста сопровождения
(тьютора) при посещении группы детей, дозирование времени пребывания в
группе, индивидуальные занятия со специалистами – учителем-дефектологом,
учителем-логопедом, педагогом-психологом – простраивание алгоритма
простой продуктивной деятельности, формирование стереотипных игровых, а
впоследствии и простых умений выполнять законченные действия, важно и
адекватное медикаментозное сопровождение.
II группа РДА (по О. С. Никольской).
Для такого ребенка целесообразнее всего
начинать посещение ДОУ с ГКП СРП или лекотеки и лишь через достаточно
длительный промежуток времени, по мере адаптации и по решению ПМПк ДОУ,
рекомендуется посещение ГКП «Особый ребенок» с гибкой интеграцией в
среду обычных детей – парциальная интеграция в мини-группу (прогулки,
продуктивная деятельность, игра) совместно с близкими или при
сопровождении специалиста (психолога или дефектолога). После этого
возможна интеграция в инклюзивную группу ДОУ небольшой наполняемости.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Обязательным условием является
сопровождение ребенка специалистом (тьютором) при посещении группы
детей, чуткое наблюдение его состояния, дозирование времени пребывания в
инклюзивной группе ДОУ.
Необходимы индивидуальные занятия с
психологом, простраивание алгоритма простой продуктивной деятельности,
формирование стереотипных игровых и коммуникативных навыков.
Рекомендуются индивидуальные занятия с дефектологом, а при необходимости
и с логопедом (по развитию связной осмысленной речи). Обязательно
сопровождение врача-психиатра (вне ДОУ).
III группа РДА (по О. С. Никольской).
Поскольку родители такого ребенка
обращаются за помощью достаточно поздно, то редко можно рекомендовать
посещение СРП или лекотеки ДОУ: обычно посещение ДОУ начинается ГКП
«Особый ребенок» с гибкой интеграцией в среду обычных сверстников в
мини-группе (структурированные занятия, игра, прогулки). Возможно
включение в инклюзивную группу ДОУ (массового типа, речевого типа или
ДОУ для детей с ОДА) при сопровождении тьютора на период адаптации и
гибком дозировании времени посещения группы.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Обязательным условием чаще всего является
сопровождение ребенка врачом психиатром по месту жительства или в
ППМС-центр, наличие сопровождения (тьютора) при посещении группы детей в
ДОУ и дозирование времени пребывания в группе ДОУ. Могут быть
рекомендованы индивидуальные и групповые занятия с психологом по
формированию коммуникативных навыков и стереотипов разделенного внимания
в общении и совместной деятельности; индивидуальные занятия с
дефектологом (формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том
числе и учебной), занятия с логопедом (по формированию диалоговой речи
осмысленной речи).
IV группа РДА (по О. С. Никольской).
Учитывая трудности адаптации такого ребенка
и чрезмерную болезненную привязанность к матери в начале целесообразно
посещение ГКП СРП или лекотеки ДОУ. В дальнейшем, по мере адаптации, –
последние ГКП «Особый ребенок» с постепенной и гибкой интеграцией в
среду обычных сверстников (недлительные структурированные простые
занятия, прогулки, простые повторяющиеся и знакомые ребенку игры,
продуктивное творчество, музыкальные занятия). После успешной адаптации
возможно посещение инклюзивной группы ДОУ комбинированного типа или
компенсирующего типа (для детей с речевыми нарушениями, для детей с ОДА,
для детей с нарушениями зрения), поскольку именно в условиях малой
группы детей такой ребенок легче адаптируется.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Сопровождение ребенка тьютором необходимо
на период его адаптации в группе. Важны дозирование времени пребывания в
инклюзивной группе ДОУ, гибкий режим посещения. Как правило,
рекомендуются индивидуальные и групповые занятия с психологом по
формированию навыков взаимодействия в среде детей, групповые фольклорные
игры; индивидуальные и групповые занятия с дефектологом (формирование
алгоритма продуктивной деятельности, в том числе и учебной), занятия с
логопедом (в частности, по формированию диалоговой речи, осмысленной
речи), с психологом (формирование коммуникативных навыков, игровой
деятельности и т. п.). Как и для детей с более глубокими проявлениями
аутистических черт, рекомендовано сопровождение врача-невролога или
психиатра.
При анализе условий, необходимых для
адаптации ребенка с РДА в образовательном учреждении, важно учитывать,
что он трудно адаптируется в любой новой ситуации и при ее изменении,
комфортнее чувствует себя в привычной, предсказуемой обстановке, поэтому
лучше ведет себя на занятии, чем в свободной игре или на празднике.
Такие дети имеют трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий,
но даже в случае индивидуализации задания часто не демонстрируют то, что
мы понимаем как внимание. При ответах наблюдается латентность, иногда,
наоборот, – мгновенность, по сравнению с другими детьми. Ребенок имеет
очень неровный темп и продуктивность деятельности в целом и нуждается в
индивидуализации образовательного плана.
Наиболее адекватной развивающей и
коррекционной работой психолога при данном варианте отклоняющегося
развития является уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений,
детально разработанный школой К. С. Лебединской – О. С. Никольской, тем
более что именно модель раннего детского аутизма лежит в основе этой
работы. Также возможна работа, основанная на использовании фольклора, на
бихевиоральном подходе, поведенческая терапия. Не исключены такие формы
терапевтического вмешательства, как иппотерапия, общение с дельфинами и
т. п., но необходимо помнить, что любые дополнительные виды поддержки
такого ребенка не являются самодостаточными и могут лишь разумно
дополнять основное направление коррекционной работы. Часто необходимо
подключение медикаментозной терапии, которую может назначить и проводить
исключительно врач-психиатр. Важно, чтобы все специалисты равно
понимали сущность проблем ребенка, что позволит им эффективно
взаимодействовать между собой.
Образовательный маршрут в ДОУ при искажении развития преимущественно когнитивной сферы (атипичный аутизм по В. М. Башиной)
Посещение СРП или лекотеки ДОУ может
казаться не вполне адекватным, поскольку ребенок часто демонстрирует
высокий уровень развития в отдельных областях, но именно в подобно
организованной и простроенной среде он имеет возможность и время для
снятия страхов и адаптации, а уже по мере адаптации целесообразнее
посещение ГКП «Особый ребенок» с гибкой интеграцией в среду обычных
детей на хорошо структурированных занятиях – парциальная интеграция в
мини-группу. После успешной адаптации возможно посещение инклюзивной
группы ДОУ комбинированного вида.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Как и при других расстройствах
аутистического спектра, необходимы наблюдение врача-психиатра (вне ДОУ) и
сопровождение специалиста (тьютора) при посещении группы детей.
Дозирование времени пребывания в группе ДОУ в первую очередь зависит от
состояния ребенка и уровня его возбуждения, отражающего степень
адаптации. Рекомендуются индивидуальные и групповые занятия с
педагогом-психологом, индивидуальные занятия с учителем-дефектологом
(формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том числе и
учебной). |