Основным диагнозом, выставляемым медиками
для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в
МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).
Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным вариантом тотального недоразвития
При легкой степени выраженности тотального недоразвития чаще
всего может быть показано посещение инклюзивной группы массового ДОУ,
инклюзивной группы ДОУ для детей с речевыми нарушениями (или нарушениями
зрения, ОДА).
При средней степени выраженности рекомендуются
СРП (для детей соответствующего возраста) или лекотека ДОУ,
ППМС-центра. По мере адаптации – ГКП «Особый ребенок» или группа для
детей со сложной структурой дефекта с гибкой постепенной интеграцией в
среду обычных сверстников. При успешной адаптации в этих условиях может
быть рекомендована инклюзивная группа ДОУ комбинированного или
компенсирующего вида (речевые нарушения, ОДА; ЗПР; нарушения зрения).
Наряду с этим может быть рекомендовано посещение групп ДОУ
компенсирующего типа для детей с интеллектуальными нарушениями.
При выраженном тотальном недоразвитии психических функций целесообразно
посещение групп кратковременного пребывания (СРП или лекотека
ППМС-центра или ДОУ), по мере адаптации – ГКП «Особый ребенок» или
группа для детей со сложной структурой дефекта с дозированным
пребыванием (интеграцией) в среде обычных сверстников. Может быть
рекомендовано посещение групп ДОУ для детей с интеллектуальными
нарушениями, в том числе и в системе соцзащиты.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
При легкой степени тотального недоразвития показаны
индивидуальные или групповые занятия с учителем-дефектологом, занятия с
учителем-логопедом. Учет темпа овладения навыками, упрощение
программного материала. Занятия с педагогом-психологом (формирование
игровой деятельности, навыков коммуникации, формирование
пространственных представлений и произвольной регуляции), ЛФК, ОФП в
группе детей. Вне ДОУ – консультации врача невролога и/или психиатра.
При средней выраженности тотального недоразвития для
максимальной адаптации ребенка в социальной среде необходимы
индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом.
Значительное упрощение программного материала или использование
специальных образовательных программ и соответствующей дидактики, опора
на практический опыт при овладении навыками. При этом важно соблюдать
правило постепенности включения ребенка в группу обычных детей или детей
с другими нарушениями (ОНР, и т. п.), дозирование времени пребывания в
группе с целью социальной адаптации. Необходимым условием является
наблюдение и поддержка врача-психиатра.
При тяжелом тотальном недоразвитии психических функций необходимыми
условиями для адаптации ребенка в инклюзивном пространстве являются
наличие специалиста сопровождения (тьютора) и дозирование времени
пребывания ребенка в группе. В данном случае деятельность всех
специалистов сопровождения – учителя-дефектолога, педагога-психолога,
социального педагога и учителя-логопеда – должна быть направлена на
решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной
адаптации и овладения бытовыми навыками. Курация врача-психиатра.
Образовательный маршрут для детей с аффективно-возбудимым вариантом тотального недоразвития
Ребенок с легкой степенью выраженности тотального недоразвития при
аффективно-возбудимом варианте может заниматься и социально
адаптироваться в условиях группы кратковременного пребывания СРП или
лекотеки (в ДОУ или ППМС-центре). По мере адаптации возможно посещение
ГКП «Особый ребенок» с постепенным увеличением времени пребывания в этом
подразделении ДОУ; при отсутствии выраженных поведенческих
деструктивных проявлений и нарушений режима возможна постепенная
частичная интеграция в среду обычных сверстников. При успешной адаптации
– инклюзивная группа ДОУ комбинированного или компенсирующего вида
(речевые нарушения, ОДА; нарушения зрения). Может быть также
рекомендовано посещение групп ДОУ для детей с интеллектуальными
нарушениями.
При средней степени выраженности тотального недоразвития при
аффективно-возбудимом варианте рекомендовано посещение групп
кратковременного пребывания СРП или лекотеки ДОУ. По мере адаптации
возможно посещение ГКП «Особый ребенок» или группы для детей со сложной
структурой дефекта с дозированным пребыванием (интеграцией) в среде
обычных сверстников, при условии управляемости ребенка взрослым. На ПМПК
ребенку с самого начала может быть рекомендовано посещение групп ДОУ
для детей с интеллектуальными нарушениями.
При аффективно-возбудимом варианте и тяжелой степени тотального недоразвития могут
быть рекомендованы индивидуальные занятия в СРП или Лекотеке ДОУ. По
мере адаптации пробные посещения (по типу гостевых визитов) ГКП «Особый
ребенок» или группы для детей со сложной структурой дефекта. Парциальная
интеграция в мини-группу детей (праздники, прогулки). На ПМПК с самого
начала ребенку может быть рекомендовано посещение групп для детей с
выраженными интеллектуальными нарушениями, в том числе в системе
соцзащиты.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Даже при легкой степени тотального недоразвития для
такого ребенка (по крайней мере, на этапе адаптации в ДОУ) необходимо
наличие специалиста сопровождения (тьютора), врача-психиатра или
невролога. Должны быть рекомендованы индивидуальные занятия с
педагогом-психологом (формирование навыков адекватной коммуникации,
игровой деятельности, простого управления своим поведением (регуляции)),
занятия с учителем-дефектологом, занятия с учителем-логопедом.
Необходимы упрощение и дозирование программного материала, обязательный
учет темпа овладения навыками. Занятия ЛФК, ОФП.
При средней степени выраженности тотального недоразвития обязательным
условием включения ребенка в детскую среду является наличие специалиста
сопровождения (тьютора). Помимо этого (вне ДОУ) необходимо постоянное
наблюдение (лечение) у врача-психиатра и/или невролога. Необходимо
разумное дозирование времени пребывания в группе ГКП. Рекомендуются
индивидуальные занятия с педагогом-психологом (формирование игровых
навыков, навыков соблюдения режимных моментов и т. п.),
учителем-дефектологом, учителем-логопедом. В развивающей работе
необходимо использование специальных программ. При возможности
организация индивидуальных занятий ЛФК, ОФП.
Тяжелая степень тотального недоразвития (аффективно-возбудимый
вариант) характеризуется не только грубым недоразвитием всех
психических функций, но и серьезными нарушениями поведения ребенка, при
которых он может нанести вред своему здоровью и здоровью окружающих
детей. Именно поэтому собственно инклюзивное обучение и воспитание в
ДОУ, даже компенсирующего вида, для детей с подобными нарушениями не
показано. Даже при дозированном посещении ГКП (лекотека, или «Особый
ребенок») такой ребенок нуждается в обязательном сопровождении
специалиста (тьютора) и наблюдении психиатра и невролога. Важным
параметром включения в ГКП является дозирование времени пребывания в ДОУ
в зависимости от состояния ребенка. Ключевым в данном случае является
решение задач социальной адаптации и овладения простыми бытовыми и
коммуникативными навыками. Занятия с ребенком проводит
учитель-дефектолог по соответствующим специальным программам в ДОУ.
Образовательный маршрут для детей с тормозимо-инертным вариантом тотального недоразвития
Ребенок с легкой степенью выраженности тотального недоразвития при тормозимо-инертном варианте может
быть включен в инклюзивную группу ДОУ общеразвивающего или
комбинированного вида. Также возможно включение в инклюзивную группу ДОУ
для детей с речевыми нарушениями (или нарушениями зрения, ОДА, для
детей с ЗПР).
При средней степени выраженности тотального недоразвития при тормозимо-инертном варианте может
быть рекомендовано посещение ГКП (СРП или лекотека), а по мере
адаптации – ГКП «Особый ребенок» или группа для детей со сложной
структурой дефекта с гибкой интеграцией в среду обычных детей –
парциальная интеграция в мини-группу (праздники, прогулки, занятия
музыкой или физической культурой, логоритмикой и т. п.). ПМПК может быть
рекомендовано посещение групп для детей с интеллектуальными
нарушениями.
При выраженном тотальном недоразвитии при тормозимо-инертном варианте посещение
ГКП (СРП или лекотека) является для начала оптимальным, поскольку мать
присутствует на занятиях вместе с ребенком. По мере адаптации ребенка в
группе кратковременного пребывания возможна организация занятий в
мини-группах, парах (в том числе и в рамках деятельности ГКП «Особый
ребенок» уже без матери, но в сопровождении одного из специалистов групп
СРП или лекотека). Посещение группы для детей со сложной структурой
дефекта возможно только при условии адаптации ребенка в ДОУ в целом,
сформированности простейших навыков самообслуживания, постепенно и при
отсутствии медицинских противопоказаний (эпилептический синдром и схожие
состояния). В этом случае возможна частичная интеграция (с дозированным
временем пребывания) в среде обычных сверстников. При этом на ПМПК
ребенку, скорее всего, будет рекомендовано посещение групп для детей с
выраженными интеллектуальными нарушениями, в том числе и в системе
соцзащиты.
Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
При легкой степени выраженности в
первую очередь необходимо упрощение и «дозирование» программного
материала, учет его темпа и инертности при овладении даже простыми
навыками. Рекомендуются индивидуальные или мини-групповые занятия с
учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом
(развитие познавательной активности; формирование пространственных
представлений, произвольной регуляции деятельности, игровых интересов).
Ритмика, ЛФК, ОФП в малой группе детей. Наблюдение врача-психиатра.
При средней степени выраженности на
период адаптации часто необходимо наличие специалиста сопровождения
(тьютора) при интеграции в мини-группу, курация врача-невролога и
психиатра (эпилептолога). Важным условием является дозирование времени
пребывания в группе ДОУ. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом
по соответствующим специальным программам ДОУ. Часто основными
становятся задачи социальной адаптации и овладения простыми навыками
взаимодействия и коммуникации, в том числе и бытовыми.
При выраженном недоразвитии на
первый план выступает решение задач социальной адаптации и овладения
простыми навыками самообслуживания, бытовыми навыками. При интеграции в
мини-группу необходимым условием является наличие специалиста
сопровождения (тьютора), наблюдение и поддержка (в том числе
медикаментозная, вне ДОУ) врача-психиатра и невролога. Важным параметром
является дозирование времени пребывания в интегративной среде ДОУ.
Занятия с педагогом-психологом по активизации познавательной активности.
Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, использование
специальных образовательных программ и соответствующей дидактики. Опора
на практический опыт при овладении навыками. |