Важное место в работе с детьми дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи занимает
развитие связной речи. А это в свою очередь
является одной из основных составляющих
успешного обучения в школе. Понятие "связная
речь" относится к диалогической и к
монологической формам речи.
Общение с окружающими - одна из важнейших
речевых функций. У детей-логопатов затруднения в
общении обусловлены недостаточной
сформированностью вопросительной формы речи
на фоне общего недоразвития речи. Вопрос
направляет и программирует ответ, он выделяет то
новое, неизвестное, что должно быть сообщено в
ответе. Для его оформления необходимы особые
лексико-грамматические средства. Чтобы быть
понятым, вопрос часто должен быть достаточно
развернутым. Таким образом, и с
психологической, и с лингвистической стороны построение
вопроса - более сложная речевая задача, чем
ответ. Задавать вопрос - инициативная форма
речи.
Анализ литературы по данной теме, многолетняя
практика работы позволили определить некоторые
подходы к решению данной задачи - обучение детей
дошкольного возраста с ОНР умению задавать
вопрос.
Условия, которые должны соблюдаться при
обучении детей умению задавать вопросы:
- наличие собеседника, адресата, кому
непосредственно была направлена речь;
- обеспечение результативности речи, т.е. того,
чтобы в результате обращения, просьбы
осуществлялось желаемое.
Формированию и закреплению навыков
составления вопросов способствуют
использование ситуаций, возникающих в ходе
режимных моментов; занятия по
предметно-практической деятельности, обсуждение
прослушанного текста; использование
инструкций-заданий типа: "Саша, спроси у Маши,
где лежит книга?", включающие в свой состав
предполагаемый вопрос ребенка. Закрепление
данного навыка осуществляется путем
систематического повторения детьми различных
вопросительных предложений по данной
инструкции, по речевому образцу. Таким образом,
овладение детьми вопросной формой речи
осуществляется в играх на логопедических и
индивидуальных занятиях, в свободном речевом
общении.
В системе работы с детьми в обучении построению
вопросов предусмотрены дидактические принципы:
сознательности и активности, наглядности,
систематичности и последовательности,
доступности, индивидуализации, связи речи с
психическими процессами.
Предлагаемая поэтапность в обучении детей
построению вопросов направлена на развитие
диалогической речи и активизацию мыслительных
процессов, внимания, памяти.
Работа в данном направлении многовариативна и
должна носить творческий характер,
индивидуализироваться в соответствии с
особенностями каждого ребенка.
Этапы обучения детей с ОНР построению
вопросов
Этапы |
Цели |
Содержание |
Игры |
I |
Постановка вопросов: - к
словам-предметам,
- ЧЕЙ? ЧЬЯ?,
- к словам-действиям,
- к словам признакам. |
При этом слово рассматривается не
только как лексическая единица языка, но и как
грамматическая и синтаксическая единица
предложения. У детей воспитывается
грамматическое мышление - они учатся правильно
ставить вопросы к словам различных категорий
(имя существительное, глагол, имя
прилагательное), обозначать их графически. |
"Два цветка" "Чудесный сундучок"
"Спроси правильно" |
II |
Вопросов без вопросительных слов, где
большую нагрузку несет интонационная
выразительн6ость. |
Дети должны научиться различать
интонацию повествовательного и вопросительного
предложений и правильно произносить вопросы без
вопросительных слов. Данные вопросы
формулируются как утверждение, и только
интонация придает ему значение вопроса. |
"Угадай предмет" "Угадай, кто я?"
"Загадка" |
III |
Вопросов с вопросительными словами |
Усвоение детьми ключевых
вопросительных слов как опорно-смысловых
семантических едениц: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? И
других. Эти вопросы труднее, так как четко
выделяют неизвестное, имеют направленность на
уточнение факта. Дети должны усвоить общую
структурно-смысловую схему фразы-вопроса:
вопросительное слово - слово, обозначающее
действие, связанное с предметом, - слово,
обозначающее тот или иной предмет (объект
действия). Далее эта схема дополняется
словами-определениями, словами с
обстоятельственным значением и другими. |
"Маша заблудилась" "Шейте сами"
"Кто где стоит?"
"Подумай и спроси"
"Хочешь узнать - задай вопрос" |
IV |
Вопросов к одной с/картине, к сюжетным
картинкам из серии (по образцу, по аналогии). |
Дети учатся ставить вопросы к сюжетной
картине, к серии сюжетных картин по образцу и по
аналогии. |
"Задайте вопросы" "Любопытные"
"Маленький учитель" |
V |
Обучение диалогу. |
Умение задавать вопросы поможет детям
овладеть навыками диалогической речи, вступать в
контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять
активную роль в диалоге. Это осуществляется
через работу с образцами диалогов, которые
должны включать разговорные конструкции и
содержать лексику, часто встречающуюся именно в
диалогической речи. |
Художественные произведения, потешки,
считалки, игры, содержащие диалог "Коршун"
"Смешинка" |
VI |
Вопросов к условию задачи. |
Дети учатся составлять задачи. Особое
внимание уделяется грамматическому оформлению. |
"А сколько у тебя игрушек?" "Поставь
вопрос"
"Составь задачу" |
VII |
Вопросов со словами: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? |
Дети должны научиться ставить
поисковые вопросы (по содержанию), требующие
умозаключения. Это сложная категория вопросов. |
"Почемучка" "Спроси друзей" |
Игры
"Два цветка" ("Две рейки", "Две корзины",
"Два домика")
Цели: формирование умения ставить к предметам
вопросы - КТО? ЧТО?; различение понятий - живые и
неживые предметы.
Ход: Ребенок называет картинку и ставит вопрос
к слову, помещает картинку-лепесток в
соответствующий цветок. В центре цветка может
быть графическое или условное обозначение
слов-предметов).
"Чудесный сундучок". Цели: формирование
умения ставить вопросы - ЧЕЙ? ЧЬЯ?, соотнесение
существительных мужского и женского рода с
притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
Ход: ребенок достает предмет и спрашивает: "ЧЕЙ
это шарф?". Хозяин предмета отвечает: "Это мой
шарф". (Данную игру можно использовать при
обучении детей лексическим темам: "Одежда",
"Игрушки", "Овощи-фрукты", "Транспорт" и
других, кроме того, на занятиях по
звукопроизношению.)
"Спроси правильно". Цели: обучение
правильно задавать вопросы настоящего и
прошедшего времени; согласование глаголов
прошедшего времени единственного числа с
существительными в роде.
Ход: ребенок выбирает любой предмет и выполняет
с ним действия. Задает вопрос детям: "Катя, что я
делаю?". Другой ребенок отвечает: "Саша, ты
копаешь яму". Логопед: "Ты уже выполнил
действие. Спроси, что ты делал". (Вариант игры:
дети задают вопросы действующим лицам.) Данную
игру можно использовать при обучении детей
лексическим темам: "Игрушки", "Профессии",
"Посуда" и другие.
"Угадай предмет". Цели: закрепление
признаков, присущих предметам, и
последовательности, в которой надо строить
связное описание предмета; овладение умением
строить вопросительные предложения с интонацией
вопроса, поддерживать беседу.
Ход: Ребенок задумывает предмет (например,
фрукт) из числа выставленных, а остальные дети
должны его отгадать, для чего задают вопросы, на
которые он отвечает односложно: ДА или НЕТ. (В
помощь детям можно предложить план-схему для
составления описательных рассказов). Вопросы
ребенка: "Это овощ?" - "Это фрукт?" - "Он
красный?"
- "Он круглый?" - "Он сладкий?" - Он растет на
дереве?" - "Это яблоко?" (Диапазон лексических
тем огромный.)
"Кто я?" Цель: закрепление признаков,
присущих предметам, и последовательности, в
которой надо строить связное описание предмета;
овладение умением строить вопросительные
предложения с интонацией вопроса, поддерживать
беседу.
Ход: одному из детей надевают маску животного
(например, ежа) так, чтобы он не видел в кого
"превратился". (Предварительно можно
рассмотреть все маски, обозначить с детьми
особенности каждого животного.) Ребенок задает
вопросы детям, на которые можно ответить только
ДА или НЕТ. Вопросы: "Я серый?" - Я маленький?" -
"У меня длинные уши?" - "Я колючий?" - "Я - еж?"
"Маша заблудилась". Цели: овладение умение
ставить вопросы с вопросительными словами,
совершенствование навыков ведения диалога с
подключением элементов собственного творчества
в вопросной форме речи.
Ход: Детям сообщается, что Маша пошла в лес и
заблудилась (кукла). Детям предлагается пойти на
ее поиски. По дороге дети встречаются с Петрушкой
и спрашивают, не встретил ли он ее в лесу. Вопросы
детей к Петрушке при необходимости направляются
логопедом: "Спроси Петрушку, где он встретил
Машу?, "Что она делала?", "около какого дерева
она сидела?" и так далее.
"Угадайте, кем я хочу быть". Цели: умение
задавать вопрос, определять назначение
профессии. Ход: ребенок отбирает предметы,
относящиеся к определенной профессии, и говорит:
"Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кем я хочу
быть? (Какая у меня профессия?)" Дети должны
угадать, о какой профессии идет речь, перечислить
все действия, которые может выполнять человек
данной профессии.
"Шейте сами" Цели: обучение диалогу,
практическое усвоение приставочных глаголов;
распространение простого предложения
однородными определениями по схеме.
Ход: каждый ребенок составляет из деталей
одежды платье, сарафан, куртку и так далее. Работа
детей в паре: один ребенок задает вопрос рядом
сидящему: "Галя, что ты пришила к платью?" - "Я
пришила рукава и воротник к платью. А ты, Сережа,
что пришил к рубашке?" - "Я пришил воротник и
карманы к рубашке".
Вариант игры: "Таня, что ты сшила?" - "Я сшила
длинное красное шерстяное теплое платье. Костя, а
ты что сшил?" (Используется план-схема описания
одежды.)
"Кто где стоит?" Цели: умение задавать
вопросы, употреблять предлоги с
пространственным значением.
Ход: по команде логопеда часть детей
выстраивается: "Галя, стань у доски. Костя, стань
за Галей. Сережа, стань рядом с Костей. Денис,
стань между Галей и Костей. Лера, стань перед
Галей и так далее". Выбирается ведущий, который
будет задавать вопросы: "Лена, спроси Галю, за
кем она стоит." - "Галя, за кем ты стоишь?".
"Сережа, спроси Костю, между кем он стоит". -
"Костя, между кем ты стоишь?" и так далее.
"Подумай и спроси" Цели: умение задавать
вопросы по запрограммированному ответу.
Ход: выставляется картинка, где два мальчика
играют с игрушками. Логопед: "У Олега и Миши
игрушки. Дети играют и беседуют. Миша ответил
Олегу: "Папа купил мне машинку". Какой вопрос
задал Олег?" (Кто купил тебе машинку? Что купил
тебе папа?) Логопед: "Олег ответил: "Мой папа
работает водителем". Какой вопрос задал Миша?
(Кем работает твой папа?) и так далее.
"Хочешь узнать - задай вопрос" Детям
предлагается несколько бытовых предметов, с
которыми он и сравнительно редко сталкиваются
(терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн,
соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей
(по предварительному образцу): "Что это? Для чего
нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего
сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и
так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные
вопросы отвечает логопед.
"Задайте вопросы" (по образцу, по
аналогии). Ход: в конце занятия по развитию речи,
на котором дети пересказывали рассказ с
использованием сюжетных картинок из серии (или
одной сюжетной картины), детям предлагается
вспомнить, какие вопросы задавались в начале
занятия к этим картинкам, и задать самим вопросы
последовательно.
Вариант игры: детям предлагается серия
сюжетных картинок (или одна сюжетная картина),
аналогичных тем, по которым работали на
предыдущем занятии. Дети формулируют вопросы по
аналогии.
"Любопытные" Дети делятся на 2 команды: одни
задают вопросы, другие отвечают на них.
Предлагается сюжетная картина, по которой дети
задают вопросы: "Кто это? Как зовут мальчика? Что
делает мальчик? Куда собирается мальчик?" и
другие. (Игра может быть использована на занятиях
по звукопроизношению.)
"А сколько у тебя игрушек?" У детей в руках
картинки с разным количеством игрушек (два, пять).
Логопед: Ответьте и спросите другого, как я: У
меня 5 мячей. Саша, а у тебя сколько игрушек?"
(Можно использовать при изучении разных
лексических тем.)
"Поставь вопрос?" Логопед дает условие
задачи, а дети ставят только вопрос. "Лена купила
один красный шар. Потом она купила еще два
красных шара". Ребенок: "Сколько красных шаров
купила Лена?"
"Составь задачу". У каждого ребенка
сюжетная картинка, по которой они составляют
задачи. Решение задач не спрашивается. Дается
только ответ.
"Почемучка". Ход: Логопед говорит, что
сегодня они будут "почемучками", А потом они
будут задавать вопросы, а он будет отвечать.
Вариант игры: дети делятся на две команды. Одни
задают вопросы, а другие отвечают.
"Коршун". Ход: дети выбирают водящего -
коршуна. Играющие окружают его стайкой, и
начинается диалог:
- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу. -
Коршун, что ты делаешь?
- Ямочку рою. - Зачем ямочка?
- Денежку ищу. - Зачем тебе денежка?
- Иголку купить. - Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить. - Зачем мешочек?
- Камешки класть. - Зачем камешки?
- В твоих детей щуркать-буркать. - За что?
- Они ко мне в огород лазят. - Ты бы делал забор
повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет.
Игра кончается, когда он поймает всех детей.
"Смешинка". Ход: участники садятся кружком.
Водящий дает каждому какое-нибудь смешное
прозвище (или дети сами выбирают): Метла,
Расческа, Пузырек и другие. После этого водящий
задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять
только "свое" имя - отвечать быстро, не
задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться.
Другие пусть смеются, но тот, с кем говорит
водящий, должен отвечать серьезно. Нельзя даже
улыбаться.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой и
предупреждает: Кто ошибется, кто попадется! Кто
засмеется, тому плохо придется!" Диалог: Кто ты?
- Метла. - А это у тебя что? (показывает на волосы)
- Метла. - _ а это что? (на руки) - Метла - Что ты
сегодня ел? - Метла. А на чем ты ездишь по городу?
- Метла. - Какой фрукт ты любишь? - Метла.
Так продолжается до тех пор, пока водящий может
придумывать вопросы. Если тот, кого спрашивает
водящий, ошибается, или, не выдержав, начинает
сеяться, он должен уплатить фант и выйти из игры.
Водящий переходит к другому игроку. Желательно,
чтобы вопросы не повторялись. После того, как
водящий поговорит со всеми, он начинает
разыгрывать фанты, предлагая их владельцам
шуточные задания.
Предлагаемые игры являются базовыми и могут
быть использованы на примере любого
лексического материала. Их можно разнообразить,
изменить, дополнить, учитывая поставленную цель,
и, самое главное, индивидуальные способности и
возможности каждого ребенка. |