Замечательным средством сохранения здоровья педагогов является Арт-терапия
или излечение искусством. Приемы арт-терапии позволяют:
- Уменьшать психоэмоциональное напряжение и раздражительность, проводить
профилактику подобных нарушений и повышать жизненный тонус.
- Помогают выразить агрессивные чувства в социально-приемлемой форме.
- Облегчают выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний
с помощью зрительных образов.
- Способствует установлению позитивных отношений педагогов друг с другом
- Позволяет сублимировать негативную энергию в творчество
Цель: сохранение психологического здоровья педагогов средствами
музыкотерапии и танцетерапии.
Педагог-психолог: "Сегодня, я предлагаю вам зарядиться радостью,
поучаствовав в работе одной из наших арт-терапевтических мастерских "Жизнь как
ритм и движение”
Я рада, что мы смогли встретиться. Сегодня мы имеем возможность немного
расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а
самое главное – выразить друг другу радость встречи”.
Приготовить картонные заготовки в форме сердца, по 2 на каждого участника,
ручки.
Участники получают по 2 сердечка, на каждом из которых они должны написать по
одному из своих лучших качеств. Все картонные заготовки складываются в мешок и
перемешиваются. Мешок убирается в сторону.
Упражнение "Давайте поздороваемся”.
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и
здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным
образом:
- 1 хлопок – здороваемся за руку;
- 2 хлопка – здороваемся плечами;
- 3 хлопка – здороваемся спинами.
(Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во
время игры.)
Упражнение "Говорящие очки”.
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою
очередь, произносит фразу: "Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?”
Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в
адрес коллеги.
Упражнение "Танец отдельных частей тела”.
Цель: "разогрев” участников; осознание и снятие мышечных зажимов;
расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим
рисунком.
Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части
тела, танец которых будет исполнен (например, "танец головы”, "танец плеч”,
"танец кистей рук”, "танец живота”, "танец ног” и т. д.). Участники стремятся
максимально использовать в танце названную часть тела.
Мини-лекция "Основы музыкотерапии”.
Педагог-психолог: "Музыкотерапия – психотерапевтический метод,
использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия делится на
активную и пассивную.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание различных музыкальных
произведений, которые соответствуют психическому и психологическому состоянию
здоровья пациента.
При активной музыкотерапии пациенты сами "творят”: поют песни и
танцуют.
Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи
лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области.
В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь
себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты
исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх,
последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить
на 90 процентов! Так, например, московский врач Михаил Лазарев успешно лечит
бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар
Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача
музыку Моцарта.
В чем же секрет лечебного воздействия музыки на человека?
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков
создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего
организма.
Врачи-психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит
ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей
к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто
объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а
особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей
действительности. Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной; кишки,
гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению
других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные
враждебно и противопоставляющие себя окружающим. Если же человек постоянно
зациклен на собственных недостатках, неуверен в себе – это прямой путь к
мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить
психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно
изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и
к жизни вообще. И музыка здесь – один из главных инструментов лечебного
воздействия.
Сейчас, мы прослушаем "Аве Мария" Шуберта(5 минут), которая нас успокоит,
уменьшит чувство тревоги и неуверенности”.
Рефлексия: обсуждение по кругу, что чувствовали педагоги во время
прослушивания.
Педагог-психолог: "Согласно другой теории, основным целебным фактором в
музыке является ритм. Ритм – составляющая любой музыки. Как известно, ритмом
обладает и наше тело. А биологические ритмы определяются мозговыми зонами.
Соответственно, музыкальные ритмы могут легко воздействовать на эти области
мозга. В зависимости от частоты, ритмы нас либо синхронизируют, либо
активизируют. Недаром энергичная музыка заставляет нас активно двигаться, об
этом прекрасно знают тренеры в фитнес-клубах и спортзалах. Вот распорядителям
художественной выставки, где посетители не торопясь рассматривают картины,
выбирают плавную расслабляющую музыку. Каждый орган в системе "человек"
вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне
определенных звуков и инструментов.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином
ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце – яркий пример. И
вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон
звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку,
ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее
"звучание"”.
Упражнение "Ритмические хлопки”.
Цель: снятие усталости, беспокойства, напряжения.
Педагог-психолог. Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того
как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь
ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя.
Однако со временем, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и может
быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это
удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до
тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует что цель достигнута и можно
остановиться. Пусть он тогда крикнет: "Стоп!”
Педагог-психолог: "Музыка оказывает положительный эффект не только когда
ее слушают, но и когда напевают – любимые песни или просто понравившиеся
мелодии. Можно напевать даже отдельные звуки, которые обладают большой
целительной силой.
Каждый звук, как известно, имеет свою частоту. Наши внутренние органы и
системы также функционируют в заданном природой диапазоне частот. Болезни и
стрессы меняют характеристики этих частот. Но поскольку частоты, на которых
"работают" сердце или печень человека, совпадают со звуковыми вибрациями,
значит, можно корректировать состояние этих и всех остальных органов
произнесением самим пациентом соответствующих звуков. Этим принципом
пользовались еще древние врачеватели. И в наши дни, например, китайцы для
оздоровления различных органов используют специальную звуковую гимнастику, а
йоги применяют мантры – особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на
нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме.
Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего
физического и нервно-психического состояния. Освоить ее несложно. Для этого
нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не
станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать по приятным
ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что
произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой этого органа. Так же
интуитивно, по ощущениям, следует подбирать и нужную высоту, и силу звука.
Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган, которому
вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно работающим”.
Педагог-психолог: То, о чем мы говорили сейчас, еще раз подтверждает:
все, что нас окружает, подчиняется особым законам природной гармонии. И мы
должны стремиться поддерживать ее и вокруг, и внутри себя. Впрочем, совсем
необязательно так мудрить, иногда бывает достаточно пропеть несколько строк из
последнего хита, неважно в чьем исполнении – чтобы отвлечься от дурных мыслей,
выплеснуть накопившуюся энергию и вернуть себе хорошее настроение. Так что не
стесняйтесь мурлыкать себе под нос или подпевать любимому певцу, слушая его
песни по радио.
А теперь, перейдем к танцетерапии.
Все вы знаете, что стрессы приводят к мышечным зажимам. Одним из лучших и
непринужденных средств, снимающих мышечное напряжение, является танец.
Расслабляется тело – расслабляется и психика, освобождаются подавляемые
эмоции, свободно течет энергия по каналам тела, улучшается здоровье.
Танцевальная импровизация – это способы спонтанного движения, где человек
выражает себя и свои чувства. "Вытанцевать” настроение, конфликт, чувство,
ощущение, означает пройти половину пути к выздоровлению.
В целительном танце неважно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь и
выражаешь своим танцем. Танцевать нужно всем телом, даже глазами.
Танцевальная импровизация помогает:
- Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
- Выразить чувства, для которых нет слов.
- Освободить свое тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в
движении.
- Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.
Как начать? Стоя ощутить свое тело как единое целое, „войти в состояние".
Отследить области дискомфорта или те, которые не вписались в общее чувство тела.
Сосредоточиться на них и дать телу сделать какое-нибудь движение. Любое.
Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно",
„красиво или нет". Отдаться ощущениям и двигаться так, как хочет тело.
Закончить, когда почувствуете завершенность. Обычно тело само останавливается.
Не надо руководить этим процессом”.
Динамическая медитация "Музыка завтрашнего дня”.
Педагог-психолог: "Суть медитации такова: любой день имеет свой ритм, и
если сегодня как-то все не задалось, значит, и ритм этого дня, то есть ваш день,
не самый удачный. Не важно, гармонично или нет, Вы звучите. Важно то, что
сегодня вы звучите в унисон, выбиваясь из общего ритма Вселенной. Чтобы создать
лучшее завтра, то есть, такой день, который будет заведомо лучше сегодняшнего,
нам нужен другой ритм. Какой? Каждый из вас его создаст сам.
Я настрою проигрыватель так, чтобы он воспроизвел три трека один за другим.
Но перед этим настройте себя так, как будто внутри вас – пусто и тихо. Никого
нет дома.
А теперь самое главное, отпустите свое тело и наблюдайте, как оно сливается с
музыкой. Ну, например, представьте, что вы вышли погулять с ребенком. Он бегает,
играет, а вы просто смотрите за ним. Так и с телом – музыка играет, гремит (чем
громче, тем лучше), а вы наблюдаете, как музыка проникает в тело и где-то
внутри, в пустоте, зарождается ритм внутренней музыки. И он становится все
отчетливее, все ритмичнее, все необычнее и тело начинает ему отвечать, а вы
просто наблюдаете.
Если сказать совсем уж просто, вам нужно станцевать три танца под скачанные
треки, но, нельзя делать заученные танцевальные движения и стараться быть
красивыми. Нам не нужен танец самолюбования. Нам нужен необычный, рваный,
непривычный танец, поэтому, танцуя, наблюдайте за собой и, как только замечаете,
что начинаете выполнять какие-то повторяющиеся, свойственные вам движения, сразу
же начинайте делать что-то другое. Через некоторое время вы почувствуете, что
тело танцует само по себе, без всяких указок с вашей стороны, дергаясь,
извиваясь так, как ему хочется.
Как только этот момент наступил, сливайтесь с этим танцем, то есть,
прекращайте наблюдать и отдайтесь движениям и ритмам. Станьте безумными – не
надо умничать и стараться быть красивыми, как я уже сказала. Просто двигайтесь,
пресекая все привычные манеры и уводя себя в сторону необычного. Это-то ум и
выключает.
Возможно, у вас возникнут какие-то видения, образы воображении. Отлично!
Наблюдайте их. Возможно, развернется какая-то история. А вполне возможно,
никаких образов и не будет, и вы просто потанцуете, получив приятные эмоции и
внутренне успокоившись. Тоже хороший результат.
Что происходит и зачем это нужно? О…!!! Хороший вопрос. Эта медитация сбивает
вас с привычного ритма, который задает неудачный день. Каким будет новый ритм.
Кто знает? Но явно не хуже того, что был. Почему? Потому что в самом начале
упражнения вы создаете в себе намерение.
И еще, если тело танцевать никак не хочет, стоит и ждет чего-то, волевым
усилием его в танец запустите. Раскачайте. Оживите его. А потом отпустите.
Договорились? Ну и отлично. Приступаем…..
Упражнение "Дрожащее желе”.
Цель: снятие мышечного напряжения.
Педагог-психолог: "Подойдите ко мне и встаньте напротив. Плотно
прижмитесь друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе –
это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное,
банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас
начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете
раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны
будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как надо раскачиваться,
следите за моими руками...
В течение одной минуты психолог показывает, как держит в руках огромное
блюдо и встряхивает его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем
резко останавливается – дрожащее желе успокоится не сразу.
Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на
солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять. Опускайтесь на пол и
растекайтесь во все стороны”.
Педагог-психолог: "Хорошо известно, что приятные уху звуки обладают
уникальным эффектом расслаблять и успокаивать. В наши дни, когда человек
постоянно подвержен большому количеству стрессовых ситуаций, а количество
психологических заболеваний неуклонно растет, на помощь может прийти музыка
здоровья.
Я предлагаю вам сейчас провести сеанс релаксации с голосом ведущего Рушеля
Блаво, специализирующегося в области музыкотерапии. Его Музыка здоровья
предназначена для психического расслабления, для повышения энергетического
уровня, отдыха, сна, снятия стресса и нормализации нервной системы. Для
повышения противовирусного иммунитета, для нормализации систем микроциркуляции
крови. (11 мин. 50 сек.). А теперь приготовились слушать музыку здоровья (далее
следует рефлексия, кто как себя чувствовал) Педагог-психолог предлагает участникам тренинга достать из мешка по 2
сердца и подарить тем из коллег, кто, по их мнению, обладает указанными на них
качествами.
|