С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу
изменяется характер их деятельности: усложняются занятия, дети овладевают
новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра
и т.д.
Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования
у детей 4—6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать
в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (табл. 1). В дошкольной
группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5—10
мин.
В. смешанной дошкольной группе большое влияние уделяется
утренней гимнастике, длительность которой для детей 3—4 лет составляет 4—6
минут, для более старших — 10—12 минут. Утренняя гимнастика для этих двух
подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала
проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой
возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцировано в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству
выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем
воздухе, а в холодное время года — в хорошо проветренном помещении.
Таблица 1
Примерный режим дня смешанной дошкольной группы для детей от 3 до 6 лет
Режимный момент
|
Возраст детей
|
4-5 год
жизни
|
б-й год
жизни
|
Прием,
осмотр, утренняя гимнастика
|
7.00-8.30
|
7.00-8.30
|
Завтрак
|
8.30-9.30
|
8.30-9.00
|
Игры,
подготовка к занятиям
|
9.00-9.30
|
9.00-9.15
|
Занятия
|
9.30-10.15
|
9.15-10.45
|
Подготовка
к прогулке
|
10.15-10.25
|
10.45-10.55
|
Прогулка
|
10.25-12.30
|
10.55-12.30
|
Возвращение
с прогулки
|
12.30-12.50
|
12.30-12.50
|
Обед
|
12.50-13.20
|
12.50-13.20
|
Сон
|
13.20-15.20
|
13.20-15.20
|
Постепенный
подъем, водные процедуры
|
15.20-15.50
|
15.20-15.50
|
Полдник
|
15.50-16.10
|
15.50-16.10
|
Игры,
самостоятельная деятельность
|
16.10-16.40
|
16.10-16.40
|
Подготовка
к прогулке, прогулка
|
16.40-18.10
|
16.40-18.10
|
Возвращение
с прогулки
|
18.10-18.20
|
18.10-18.20
|
Ужин
|
18.20-18.45
|
18.20-18.45
|
Уход
детей домой
|
18.45-19.00
|
18.45-19.00
|
В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в
первой половине дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 2.
Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда
занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по
одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания
допустимы различия в форме «подключения» к занятиям детей, отличающихся по
возрасту. Например, согласно приведенной схеме во все дни, кроме вторника 2-й и
4-й недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие
начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной
длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15-9.40 — 6-й год
жизни; 9.30-9.50 — 5-й год жизни; 9.35—9.50 — 2-й год жизни). Второе занятие
также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 минут — с более
младшими (9.50—10.15—дети 6-го года жизни; 10.00-10.15 —дети 4-го и 5-го годов
жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми, младших (4-й
и 5-ый год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими
проводят третье занятие.
Во вторник 2-й и 4-й недели месяца с детьми 5-го и 6-го
года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни в
течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько
раньше со старшими детьми и через 10 минут с более младшими.
После одновременного окончания второго занятия детей 5-го
года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4-го и 6-го
годов жизни занимаются художественной литературой.
В середине занятий следует проводить физкультминутки
длительностью 1,5—2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна
быть 10—12 минут. Во время перерывов следует организовывать подвижные игры
малой и средней интенсивности.
Большое гигиеническое значение имеет рациональное
планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная
работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование
различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки,
переключение внимания детей.
Таблица 2
Вариант расписания занятий для смешанной дошкольной группы (дети 4-6
годов жизни)
Дни недели
|
Возраст детей
|
4-й год
жизни
|
5-й год
жизни
|
6-й год
жизни
|
1-я, 3-я
недели месяца
|
Понедельник
|
Ознакомление
с
окружающим
Музыка
|
Ознакомление
с
окружающим
Музыка
|
Ознакомление
с окружающим Музыка Рисование
|
Вторник
|
Математика
Физкультура
|
Математика
Физкультура
|
Математика
Физкультура Ознакомление с окружающим
|
Среда „
|
Развитие
речи Лепка
|
Развитие
речи Лепка
|
Развитие
речи
Лепка
Грамота
|
Четверг
|
Рисование
Физкультура
|
Рисование
Физкультура
|
Рисование
Физкультура Русский язык
|
Пятница
|
Худ.
литература Музыка
|
Худ.
литература Музыка
|
Худ.
литература
Музыка
Лепка
|
2-я, 4-я
недели месяца
|
Понедельник
|
Ознакомление
с
окружающим
Музыка
|
Ознакомление
с
окружающим
Музыка
|
Ознакомление
с окружающим Музыка Рисование
|
Вторник.
|
Физкультура
Худ. литература
|
Математика
Физкультура
|
Математика
Физкультура Худ. литература
|
Среда
|
Развитие
речи Конструирование
|
Развитие
речи Конструирование
|
Развитие
речи
Конструирование
Грамота
|
Четверг
|
Рисование
Физкультура
|
Рисование
Физкультура
|
Рисование
Физкультура Русский язык
|
Пятница
|
Аппликация
Музыка
|
Аппликация
Музыка
|
Аппликация
Музыка Русский язык
|
В начале января и в конце марта учебные занятия не
проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры,
физические упражнения, организовывать спортивные праздники, увеличивать
длительность прогулок.
В разновозрастной группе особое внимание должно быть
уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться
одновременно со всей группой, однако характер упражнений, их количество, темп,
число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно
также ступенчатое подключение к занятиям детей младших возрастных групп.
Большое значение в физическом воспитании детей имеют
физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных
группах целесообразно проводить в конце прогулки.
Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и
сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель
заранее правильно планировал чередование отдельных видов деятельности и
отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий
(скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т. д.).
Рациональная организация режима в малокомплектном
детском саду во Многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала
дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать
заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений. |