Основными режимными моментами для ребенка раннего
возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры,
обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется
практически одновременно со всей группой (табл. 1). Например, утренний прием
детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка,
ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие
режимные моменты начинают на 5—10 минут раньше с более младшими детьми
(например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время
еды и т. п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного
сна, когда первыми поднимают более старших детей (так как у них меньше
длительность дневного сна).
В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных
моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон
двухразовый, а у детей старше 1,5 лет — одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети
старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей
от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2 до 3 лет в течение
4-5 минут проводится утренняя Гимнастика, включающая упражнения игрового
характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными
играми.
Таблица 1
Примерный режим дня смешанной преддошкольной группы для детей от 1 до 3
лет
Режимный
момент
|
Возраст
детей
|
1 год — 1
год б месяцев
|
1 год 6
месяцев — 3 года
|
Прием
детей, игра
|
7.00-8.00
|
7.00-8.00
|
Утренняя
гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак
|
8.00-8.30
|
8.00-8.30
|
Игра
|
8.30-9.00
|
8.30-9.00
|
Подготовка
ко сну, сон на воздухе
|
9.00-11.00
|
—
|
Занятие 1
(по подфуппам)
|
—
|
9.00-9.15-
9.30
|
Прогулка
|
—
|
9.30-11.40
|
Ифы,
самостоятельная деятельность
|
11.00-11.40
|
—
|
Возвращение
с прогулки, подготовка к обеду
|
—
|
ll.40-12.00
|
Обед
|
11.40-12.10
|
12.00-12.30
|
Сон на
воздухе
|
—
|
12.30-15.00
|
Игра,
занятия
|
12.10-14.00
|
—
|
Занятие 1
(по подгруппам)
|
12.40-12.50-
13.00
|
—
|
Занятие 2
(по подгруппам)
|
13.10-13.20-
13.30
|
—
|
Полдник
|
14.00-14.30
|
—
|
Подготовка
ко сну, сон на воздухе
|
14.30-16.30
|
—
|
Постепенный
подъем, водные процедуры
|
16.30-17.00
|
15.00-15.30
|
Полдник
|
—
|
.
15.30-16.00
|
Занятие 2
(по подгруппам)
|
—
|
16.00-16.10-
16.20
|
Игра
|
—
|
16.20-17.00
|
Прогулка
|
17.00-18.20
|
17.00-18.20
|
Ужин
|
18.20
|
18.45
|
Уход
домой
|
до 19.00
|
до 19.00
|
После завтрака воспитатель организует игры со старшей
подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям
для первого дневного сна. Во время сна детей 1—1,5 лет старшие заняты играми,
с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их
укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.'
Первыми после сна поднимаются дети 1,5—3 лет. С этой
группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится
после полдника.
После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются
младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное
время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а старшие
гуляют.
Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать
указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших
первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми
укладывают спать.
При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной
преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены
отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.