Пути развития логики.
Логика - особая наука о мышлении. Логика
возникла еще в IV в. д.н.э., основателем считается
древнегреческий философ Аристотель. Слово
"логика” происходит от греческого logos, что
означает "слово”, а с другой, "мысль,
рассуждения”.
Историю логики можно разделить на 2 основных
этапа:
1 этап - продолжался более II тысяч лет, в течение
которых логика развивалась очень медленно.
2 этап - начался во 2-й половине XIX в., когда в логике
произошла научная революция, в корне изменившая
ее лицо, прежде всего внесением в нее
математических методов.
На смену аристотелевской, т.е. традиционной
логике, пришла современная логика, называемая
математической или символическая, знаковая
логика. Немецкий философ Г. Лейбниц (1946-1716)
высказал идею представить логическое
доказательство, как игру со знаками. Идея
Лейбница – это идея формализации доказательства
сведения его к преобразованию одних
последовательностей знаков в другие их
последовательности. Эту идею дальше воплотил
ирландский математик, логик Джордж Рауль (1815-1864).
Мир логики не только строг, но и необычен.
Логика каждому человеку нужна и необходима
независимо от работы, от рода занятий, таким
образом, развитое логическое мышление является
показателем интеллектуального развития
человека.
Логика изучает акты мышления, зафиксированные
в языке, в виде слов, предложений и их
совокупностей, таким образом, логика имеет
непосредственное отношение к языку, речи, т.е.
соприкасается с грамматикой, и более широко - с
лингвистикой. С помощью логических средств наш
естественный язык уточняется, приобретает
четкость и определенность. Польский логик А.
Тарский заметил, логика создает возможность
лучшего взаимопонимания между теми, кто к этому
стремится.
В логике, как и во всякой науке, главное –
наличие законов и задач. Логических законов
бесконечно много, и в этом и отличие от
большинства других наук.
Существуют следующие разновидности логики:
- классическая,
-неклассическая,
-интуиционистическая,
-модальная,
-интуитивная и.т.д.
Интуитивная логика – стихийно сложившиеся
представления о следовании и сформулирование на
этой основе однозначно определенных понятий
следования.
Для примера приведем следующее:
- противоречие – говорит о высказываниях, одно
из которых отрицает другое и вместе составляет
логическое противоречие. Например: "5” -
нечетное число и наверно, что 5 - нечетное число”;
- непротиворечие – это знак спора;
- диалектические противоречия - это
диалектическое противоречие ассимиляции и
диссимиляции, изменчивости и наследственности и
т.д.;
- неявные противоречия;
- тождество (простой закон логики) – если
утверждение истинно, то оно истинно. Например:
"если земля вращается, то она вертится”;
- систематизация (основной закон логики) –
определенные схемы правильного рассуждения,
правил, позволяющих из принятых утверждений
выводить новые.
Задачами логики выступают:
- рассуждение:
а. опровержение;
б. парадоксы.
- исследование:
а. анализ математических знаний;
б. применение логического анализа к опытному
знанию;
в. применение анализа к оценочно- нормативному
знанию;
г. применение логического анализа в исследовании
приемов и заданий;
- утверждение – или умозаключение делится на 2
вида.
Дедуктивное умозаключение только
разворачивает и конкретизирует наше знание, в
его заключении содержится лишь та информация,
которая есть уже в посылках. С этим связана
отличительная особенность дедукции: от
достоверных посылок она всегда ведет к
достоверному заключению.
В индуктивном умозаключении связь посылок и
заключения опирается не на закон логики, а на
некоторые фактические или психологические
основания, не имеющие чисто формального
характера. Индукция дает только вероятные или
правдоподобные заключения.
К теории логики относятся:
Доказательство – это процедура установления
истинности или обоснованности, некоторые
утверждения.
Доказательства бывают: - прямые формализованные;
косвенные; разделительные: 1. тезис, 2. антитезис.
Особенности детской логики
В "информированном обществе” XXI в. стоят
глобальные задачи развития всеобщей
компьютерной грамотности, которая подразумевает
знание логики одним из методов подготовки к
жизни, где логика выступает как необходимое
средство придания мысли ясности, определенности
и последовательности. В мире логики мышление
ребенка в силу своей мобильности беззащитны,
потому более близки к интуитивной логике, т.к.
ребенок думает, загадывая; наша задача
систематически развивать рассуждающие
способности ребенка, опираясь на разумную
похвалу. Среди ранних приобретений детского
разума огромную ценность представляет, конечно,
"язык”: его словарный фонд и "грамматика”. Но
не меньшую ценность имеет неподдающемуся
анализу умение правильно логически мыслить.
Процесс психического развития ребенка
выступает, как стремительное движение от более
низких уровней к более высоким. Поддъяков
определяет: "Глобальные диффузионные
психические новообразования возникли в детстве,
ведут к значительному доминированию процессов
синтеза (интеграции), опирающейся на
интегрирование видов детской деятельности, этап
интеграции имеет место в дошкольном возрасте,
хотя, возможно, и не заканчивается в этот
период”.
Интуитивное ощущение гармонии как
соразмерности позволяет соединить эстетическое
чувство ребенка и его интеллект. Ребенок может
сказать: "У тебя большой шар, а у меня красный”,
но постепенно его мышление становится все более
упорядоченным и последовательным.
Усвоение языка оказывается одновременно и
усвоением общечеловеческим, не зависящим от
конкретных языков логики. Без нее, как и без
грамматики, нет в сущности, овладения языком.
Таким образом, основную роль в логике играет
алгоритм: мышление --- исследование ---
доказательство.
Итак, что может ребенок в средней группе:
а) знание ребенка расширяется, идет глубокий
процесс экстериоризации, использует вербальную
систему мыслепередачи, умеет окружающим
коммуникативно.
б) начинается процесс интериоризации, т.е.
использование знаний и умений в личном опыте
ребенка.
Для понимания возрастного развития ребенка
имеют место накапливающиеся в психологии данные
о возрастной чувствительности, т.е. той особой
отзывчивости на окружающее, которая по своему
характеризует каждый возраст. Неодинаковость
возрастного периода детства, временное
повышение его уровня, изменение ее
направленности приводят к тому, что в годы
созревания закономерно наступают "сенситивные
периоды” – наиболее удобные периоды для
усвоения знаний. Наиболее известный пример
сенситивного периода - это годы овладения
ребенком речью. О сенситивных периодах Л.С.
Выготский писал: "В этот период определенные
влияния оказывают чувствительные воздействия на
весь ход развития, вызывая в нем те или иные
другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут
оказаться нейтральными или оказать огромное
влияние на ход развития. На практическом
лексиконе сенситивные периоды вполне совпадают
с тем, что мы называем "оптимальными сроками
обучения”. Если 3-4 летний ребенок выражает свою
мыслительную функцию коммуникативно, то 4-5
летний ребенок объясняет свое мышление на основе
своего знания, т.е. субъективно, поэтому педагоги
должны обратить внимание на первые шаги мышления
и направлять их, отвечая на их вопросы доступно и
создавая условия для мышления. |