Соблюдение основных требований и условий
системного подхода, их реализация на практике
позволяет фактически определить основные,
реальные, генеральные направления методической
деятельности. Так как всякий образовательный
процесс – это система, то и методическую работу в
детском саду мы постарались построить исходя из
пяти основных направлений (пять
структурно-функциональных компонентов всякой
педагогической системы):
- углублённое изучение основ теории и практики
социальных процессов общества,
- изучение и применение на практике
инновационных методов обучения и воспитания;
- знакомство с научными открытиями,
изобретениями рационализаторскими
предложениями в области учебной и
учебно-методической работы;
- изучение психолого-педагогической литературы;
- становление личности педагога, переход на
качественно новый, более высокий уровень в своей
педагогической деятельности.
Большое внимание уделяли теории, в частности педагогической
деятельности.
Деятельность – это система
субъективно-объективных и
субъективно-субъективных отношений, выражающих
сущностные силы субъекта там, где педагог
выбирает свой путь в определённых
обстоятельствах на основе уже сложившейся
системы ценностей, его поведение выступает как
деятельность. Деятельность, проявляя творческую
активность человека, расширяет горизонт его
личности, демонстрирует уровень развития его
сознания, становится для него определённой
ценностью.
Согласно деятельностному подходу, структура
деятельности определяется следующими
компонентами: цель, предмет действия, способы,
операции, процесс, результат.
Профессиональная деятельность раскрывает
сложный мир профессионала, его личное отношение
к предмету своего труда. и конкретного
практического опыта.
Педагогическая деятельность – особый вид
деятельности, так как объектом деятельности
является живой человек.
В структуру педагогической деятельности
входят три основных компонента:
1. Педагогические цели и задачи. В каждый момент
деятельности педагог имеет дело с иерархией
целей и задач, диапазон которых охватывает как
общие цели (системы образования, общества,
учреждения) так и оперативные и частные задачи.
2. Педагогические средства и способы решения
поставленных задач. При выборе средств и
способов педагогических воздействий педагог
должен быть ориентирован:
- на воспитанника, на стимулирование его
нравственного, эмоционального и
интеллектуального развития. При этом главным
является идея развития активности и
самостоятельности детей. Выбор педагогических
средств в первую очередь определяется
индивидуальными и возрастными особенностями
ребёнка;
- на свои личностные и профессиональные
возможности и способности. Основными принципами
самореализации педагога являются эмоциональная
и личностная рас скрытость, психологический
настрой на оптимальную работу с детьми;
- на выбор и применение организационных форм
воздействия на детей и детей друг с другом,
создание условий воспитания и обучения,
атмосферы живого общения и положительного
эмоционально-психологического климата. Для
этого необходимо уважительное отношение
педагога к личности ребёнка, тепло и дружелюбие в
отношении с детьми, его индивидуальный опыт,
поиск активных и разнообразных методов работы;
- на отбор и переработку содержания
методического и учебного материала, соблюдая
принципы постепенности, научности, усложнения,
опережающего развития.
3. Анализ, оценка и самооценка деятельности
педагога, то есть осознание и коррекция
педагогом своего труда. Каждый педагог должен
стремиться объективно оценить и вовремя
скорректировать свою работу.
Исследования практической деятельности
педагогов установили следующие особенности их
действий.
Во-первых, решение возникшей проблемы
начинается не с применения знаний, а с её
осмысления.
Во-вторых, первоначальное определение проблемы
ещё не является истиной в последней инстанции.
Педагог, обладающий достаточной квалификацией,
пытаясь найти решение, выясняет, насколько это
определение было правильным, развивает его,
используя опыт, приобретаемый в результате
практических шагов.
В-третьих, опытный педагог обладает
способностью извлекать уроки из своего опыта,
наблюдений за работой коллег и формировать свой
собственный багаж знаний. Он создаёт специальный
запас опыта "багаж знаний”, помогающий ему
решать постоянно возникающие задачи.
Как же педагог может овладеть своей сложной
профессией? Ответ прост: "В действии!”. Он должен
получить возможность шаг за шагом на протяжении
долгого времени совершенствовать свою
практическую деятельность.
В непосредственной связи с понятием
"профессия” и "специальность” находится
категория "квалификация”, которая отражает
степень овладения работником суммой знаний,
умений и навыков, относящихся к данной профессии
или специальности.
Квалификация связана с такой профессиональной
подготовленностью, которая позволяет наилучшим
образом использовать способы, приёмы, средства и
психологический потенциал для достижения целей.
Высокий уровень квалификации позволяет педагогу
продуктивно и качественно решать
профессиональные задачи.
По своей сути педагогическая деятельность
является творческой.
Творчество охватывает познавательную и
практическую деятельность, как целостный
процесс и его отдельные моменты: творческий
поиск, открытия и его материальное воплощение.
Личностный подход в творчестве большое
внимание уделяет исследованию роли
мотивационных и эмоциональных аспектов
мышления, их продуктивной функции, проявление
творческой деятельности, как выражение
активности субъекта.
В ходе систематизации методической работы
повысились профессиональная деятельность и
квалификация педагогического коллектива,
возросло стремление к учёбе, повышению своего
профессионального уровня.
Сравнительный анализ педагогов и
воспитателей:
Категория анализа |
2010 год
количество в % |
2012 год
количество в % |
Образование
Высшее профессиональное
Обучается в ВУЗ
Среднее профессиональное |
35,3%
17,6%
47% |
75% 25% |
Квалификационная категория
Высшая
Первая
Вторая
Без категории |
5,8%
0%
82,3%
11,6% |
18,75%
37,5%
43,75% |
Количество прошедших курсы
повышения квалификации |
17,6% |
94% |
Анализ педагогической культуры
педагогов
Критерий оценки
(высший балл – 5) |
Средний балл
2010 год 2012 г. |
1. Активная педагогическая позиция |
4,1 |
4.7 |
2. Профессионально-личностные качества |
4.0 |
4.4 |
3.Информационные умения, умения
постановки цели, планирования |
3,9 |
4.5 |
4.Организаторские умения |
4,2 |
4.5 |
5. Коммуникативные умения |
4.0 |
4.7 |
6. Умения анализа и самоанализа |
3.9 |
4.4 |
7. Умения морально-волевой
саморегуляции |
4.3 |
4.6 |
8. Умения педагогической техники |
4.1 |
4.8 |
9.Прикладные умения |
4.4 |
4.5 |
10. Умения организации и проведения
педагогического процесса |
4.0 |
4.9 |
11. Творческие умения |
4.2 |
4.4 |
12. Организаторские умения |
4.3 |
4.8 |
Общий средний балл педагогического
мастерства педагогов ДОУ |
4.1 |
4.6 |
Важной функцией методической работы
дошкольного учреждения является планирование.
План помогает педагогическому коллективу
систематически и целенаправленно решать задачи
воспитания, обучения и развития детей,
добиваться эффективности педагогического
процесса. Работа дошкольного учреждения
планируется исходя из всестороннего анализа
воспитательно-образовательного процесса,
выявления его слабых и сильных сторон, внедрения
передового педагогического опыта и достижений
психолого-педагогических наук. План работы
дошкольного учреждения должен составляться с
учётом:
- типа дошкольного учреждения;
- возможностей материально-технической базы;
- кадрового состава и его профессионального
уровня;
- перспектив педагогического коллектива на
будущее.
Не следует перегружать план методическими
мероприятиями, он должен быть конкретным и
выполнимым. Необходимо соблюдать комплексный
подход в планировании, который предполагает
решение задач педагогического процесса через
различные формы методической работы.
Нами разработан и опробован на практике план,
состоящий из блоков, где решению конкретной
задачи отводится два месяца, на протяжении
которых данная тема рассматривается и решается в
разных формах методической работы:
собеседования, консультации, семинары,
семинары-практикумы, открытые просмотры, деловые
игры, конкурсы, тематический контроль; изучается
теоретически (на психолого-педагогических
семинарах) и в завершении по данной теме
проводится педагогическое совещание (также в
разных формах).
Результативность педагогической деятельности
зависит от квалификации педагога. Новые
программы, новые технологии требуют новых
знаний, умений, поэтому необходимо постоянное
повышение квалификации. Повышение квалификации
может проходить в различных формах: курсы при
институте повышения квалификации работников
образования и кафедры повышения квалификации
педагогического университета, можно
организовать курсы в самом ДОУ, наблюдение и
анализ работы передовых педагогов,
самообразование, участие в методических
объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение
квалификации должно охватывать всех педагогов и
проходить по перспективному графику,
составленному администрацией ДОУ, учитывающему
сроки прохождения аттестации, квалификацию
сотрудников, сроки последнего прохождения
курсов и тематику, необходимую данному
работнику.
Эффективно проходит обучение непосредственно
в дошкольном учреждении, так как оно отражается
на всей деятельности педагогического
коллектива, поскольку в наибольшей степени,
нежели другие формы повышения квалификации
ориентировано на решение первостепенных задач.
стоящих перед ДОУ. Оно способствует развитию
коллектива, выработке единых, целостных
ориентаций, стимулирует воспитателей и
специалистов на достижение высоких результатов
в воспитательно-образовательной и инновационной
деятельности. И к тому же делает коллектив более
работоспособным и творческим.
Важным звеном в системе методической работы
является педагогическая диагностика.
Основными объектами педагогической
диагностики являются:
- воспитанность и обученность личности;
- сформированность интегративных качеств;
- поведение и деятельность воспитанников;
- разнообразное влияние внешнего окружения;
- возможности и особенности семейного и
общественного воспитания, их педагогической
характеристики;
- содержание и эффективность педагогической
деятельности (отсюда формируется функция
педагогической диагностики);
- функции обратной связи (по результатам
диагностики проводится анализ достижения целей
деятельности, выясняются причины неудач);
- функция педагогической коррекции (по данным
диагностики качества работы воспитателей и
воспитанников намечаются меры по исправлению
деятельности);
- функция мотивации и стимулирования
(педагогическая диагностика позволяет
производить дифференцированную оплату труда,
более адекватно применять внешние стимулы,
повышает уровень личной ответственности и
личностной мотивации);
- функция контроля (позволяет производить
оперативный контроль за ходом
воспитательно-образовательного процесса, так
как содержит информацию о его состоянии).
Диагностика вносит конкретность в
деятельность каждого педагога, нацеливает его на
решение практических задач, ориентированных на
оптимизацию оценок, которые включают в себя ряд
других исследовательских методов: наблюдение,
анкетирование, тестирование, анализ полученных
результатов и т.д.
В результате проведённой работы в детском саду
отмечается качественное изменение организации
методической работы, приведение её в систему:
- повышение педагогического мастерства
воспитателей;
- совершенствование педагогического процесса и
развивающего эффекта в образовательной работе с
детьми;
- изменение форм общения с детьми (переход от
авторитарных и либеральных форм воздействия к
общению, ориентированному на личностное
своеобразие каждого ребёнка, на установление
доверительных партнёрских взаимоотношений
воспитателя с детьми);
- изменение формы и содержания обучающих занятий,
сокращение их числа (в среднем на 19%), переход от
фронтальных занятий к занятиям с небольшой
группой детей;
- насыщение жизни детей произведениями
искусства, атрибутами, играми, литературой,
ориентирующих на общечеловеческие ценности,
расширяющие кругозор ребёнка;
- изменение организации предметной среды и
жизненного пространства в групповых блоках,
выделение уголков психологической разгрузки,
зонирование групп с целью обеспечения
самостоятельной деятельности и творчества детей
в соответствии с их желаниями и склонностями,
выбор вида деятельности и её формы;
- рациональная организация проведения всех
воспитательно-образовательных мероприятий,
оздоровительной и коррекционной работы,
бесперебойная работа всех служб;
- активизация работы с семьёй, привлечение
родителей к участию в жизни детского сада;
- разработана и защищена программа развития ДОУ;
- повысился статус образовательного учреждения.
Таким образом, организация системы
методической работы в ДОУ позволяет получать
высокие результаты в
воспитательно-образовательном процессе. |