"Театр – искусство прекрасное. Оно
облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто
любит театр по настоящему, всегда уносит из него
запас мудрости и доброты”.
К.С.Станиславский
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую
роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от
его первого дошкольного опыта, где он получает не
только информацию об окружающем мире, законах
общества, красоте человеческих отношений, но и
учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Это требует творческой активности личности
(внимания, воображения, логики, эмоциональной
памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения
держать себя в обществе.
Развитию всех этих качеств, способствует
занятие театрально-игровой деятельностью.
Театрализованная деятельность – это мостик,
который помогает детям попасть в их дальнейшую
взрослую жизнь и сформировать положительный
опыт восприятия окружающей действительности.
С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью и
начинается его социально-личностное развитие.
Речь становится средством самовыражения.
Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а
начинает вести с ней диалог. С этого и начинается
игровая театральная деятельность. Актерские
способности присущи всем детям. Постепенное
вовлечение ребенка в театрально-игровую
деятельность развивает и раскрывает в нем
врожденные актерские способности, что
способствует формированию коммуникативных
качеств и положительных сторон его характера.
В раннем детстве первые диалоги ребенок ведет с
близкими ему людьми – родителями, родными. При
попадании в дошкольное учреждение диалоговые
отношения становятся средством общения между
ребенком и сверстниками, а так же ребенком и
педагогами. Целесообразно побуждать детей
вступать в диалог, создавать необходимую для
этого игровую среду. Авторитарный подход в
раннем детстве недопустим. Поэтому форма общения
"вопрос-ответ” - является принудительной и
может сформировать негативизм. Ребенок не всегда
в состоянии ответить то, что ожидает услышать
взрослый, а может в его видении окружающий мир
совершенно особенный, ни на чей другой не
похожий. Наша задача не затушить эту "божью
искру” в маленьком человеке, будущем творце.
С чего начинается развитие творческой
личности?
Таковыми являются небольшие по объему стихи,
т.к. рифмизированная речь по строению своему
очень близка музыке равномерным чередованием
сильных и слабых долей.
Рифмизированная речь, как и музыка, успокаивает
ребенка, вызывает положительные эмоции.
Музыкальный язык, соответственно, как и речь
человека, имеет свои особенности. В речи слова
несут в себе смысл того, что говорит человек, а
интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты,
темп речи) позволяют окрасить речь определенным
чувством, настроением (нежности, скорби или
радости). Постепенно, по мере усвоения речи,
ребенку становится доступным инсценирование
стихов.
Театр - синтетический вид искусства,
объединяющий основные направления развития
личности через литературу, живопись,
хореографию.
Настроение и характер героя отражает его
театральный костюм. Дети начинают
ориентироваться в том, что отрицательные герои
всегда одеты в холодные тона, а положительные в
яркие, теплые. Цвет через костюм ярко
воздействует на психоэмоциональное восприятие
данного образа. Такое же воздействие оказывают
цвет атрибутов и декораций.
Занимаясь танцем во время театральной
постановки, ребенок учится не просто
ориентироваться в пространстве, но выражает
чувственное эмоциональное отношение к образу, а
образ в свою очередь помогает раскрыть
возможности его тела, т.е. ребенок познает через
танец в театральной постановке самого себя.
Попутно реализуются такие задачи, как снятие
нервного напряжения, развитие гибкости,
координация движения, слуха, чувства ритма,
умение видеть образы в звуках, что в целом
формирует положительное качество личности. Дети
становятся активными, инициативными, что
значительно повышает уровень положительного
эмоционального состояния ребенка.
Становится театральной и педагогика, ее приемы
тяготеют к игре, фантазии, романтизации и
поэтизированию – всему тому, что свойственно
театру с одной стороны, детству с другой. В этом
контексте театральная работа с детьми решает
собственно-педагогические задачи, включая
педагога и ребенка в процесс освоения модели
мира. Постепенно дети учатся манипулировать
словом, формой и цветом, а они все в свою очередь
объединяются музыкой.
Первоначальное проявление творчества у детей 2-5 лет
(импровизация ритмических тембровых и динамических сочетаний)
Задача: Ознакомить детей с основными средствами
музыкальных звуков (высота, ритм, динамика)
Задания:
1. Игра с машиной.
Ребенку дают игрушечный автомобиль. Он водит по столу и
приговаривает Би-би. В зависимости от величины машины – более тонким или более
низким голосом.
2. Игра с птичкой.
Предлагается петь ку-ку – различное по высоте, в
зависимости от смены величины птички.
3. Игра с лошадкой.
Показывает, как скачет игрушечная лошадка, приговаривая
цок-цок – быстро (весело) или медленно (грустно).
4. Игра на бубне.
Ребенок передает несложный ритмичный рисунок, педагог
помогает закрепить.
5. Позвонить в колокольчик громко или тихо в различных соотношениях,
в соответствии с явлениями природы (гром гремит, дождь капает, ручеек,
водопад).
Первоначальные элементы выразительности певческих и игровых
проявлений детей.
Задача:
Формировать двигательную фантазию и способность
отображать характерные образные движения персонажей. Развивать певческую
импровизацию.
Задания:
1. Сыграть на металлофоне на одной клавише плясовую для
куклы. Другой ребенок пляшет с этой куклой.
2. Показать, ритмично ударяя в бубен, как идет медведь,
прыгают зайцы. Другие дети узнают персонажи.
3. Передать в движении некоторые действия персонажей.
Например, под пение «Птичка» ребенок
показывает, как птичка прилетает, садится на окошко и улетела в конце.
4. После слушания песни «Петушок» Витлина, показать, как
поет петушок, когда он заболел или когда выздоровел.
5. Покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю-бай».
Педагог слушает и закрепляет сочиненную ребенком интонацию.
6. Показать, как кукла марширует или пляшет, напевая свою
интонацию на слог «ля-ля-ля».
Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет.
Музыкально-игровой образ в характерных, но однотипных
движениях персонажа.
Задача: побуждать детей к поискам выразительности
движений.
Задания:
1. «Маленький, беленький». Музыка Агафонникова. Передавать
образ легко прыгающего зайца.
2. «Вся мохнатенька». Музыка Агафонникова. Передавать
образ мягко двигающейся кошки.
3. «Не ездок, а со шпорами». Музыка Агафонникова (музыкальная
загадка) - передавать образ бойкого петуха.
4. «Качели». Слова Островского, музыка Е.Тиличеевой – передавать
руками образы качающихся на качелях.
5. «Наши кони». Музыка Е.Тиличеевой – передавать образ
отважных кавалеристов скачущих на конях.
Развитие музыкально-игрового образа отдельных персонажей
Задачи: формировать способы передачи действий отдельных
персонажей в развитии, привлечь внимание детей к изменению характера отдельных
музыкальных частях и фразах.
Дети импровизируют движения под песни, исполненные
взрослыми. Все внимание детей должно быть сосредоточено на поиски выразительных
средств.
Задания:
1. «Сапожник» чешская народная песня. Обработка
Александрова.
1-й эпизод – шитье сапожек
2-й эпизод – игла сломана у сапожника.
2. «Всем Надюша Расскажи». Обработка Польнского, перевод
Найденовой. Пляска персонажей различных по возрасту и характеру.
3. «Уж я колышки тешу». Музыка Е.Тиличеевой, слова народные.
Инсценировка характерных трудовых движений.
4. «Я полю, полю лук». Музыка Е.Тиличеевой.
1-й эпизод – полка лука
2-й эпизод – перебрасывание сорняка
3-й эпизод – любование растениями.
5. «Выйди за ворота». Музыка Е.Тиличеевой
1-й эпизод – любование озером.
2-й эпизод – ловля рыбы.
6. «Землюшка–чернозем». Музыка Е.Тиличеевой.
Инсценирование песни - дети рвут цветы, плетут венки.
7. «Ворон» (русская народная прибаутка). Ворон играет на
трубе, показывает свои красные сапожки, танцует.
8. «На горе калина». Обработка Ю.Чичкова. Инсценировка.
Дети ломают калину, плетут венки.
9. «Наш оркестр».
Музыка Е.Тиличеевой.
Ребенок
дирижирует оркестром, характер движений в соответствии с игрой различных инструментов.
Взаимодействие нескольких персонажей в процессе игры
Задача: Развитие чувства партнера, побуждать к поискам
движений, характерных для различных музыкально-игровых образов.
Задания:
1. «Котик и козлик». Музыка Е.Тиличеевой. Передавать
образ бодливого, сурового козлика и вкрадчивого, плавно-двигающегося котика.
2. «Шустрик и мямлик». Музыка Е.Тиличеевой, слова Островского.
Передавать образы ловкого, быстрого Шустрика медлительного, незадачливого
Мямлика.
3. «Помогите». Музыка Е.Тиличеевой, пер. Маршака.
1-й эпизод – пытается поднять бревно.
2-й эпизод клич к друзьям – все помогают ему.
4. «Вышел зайчик погулять». Музыка Е.Тиличеевой. Передавать
образ беззаботного зайчика, стремительное появление охотника, бегство зайчика.
5. «У меня сестренок семь». Музыка Е.Тиличеевой. Передавать
образ заботливого брата, который трудится, играет, веселится по очереди с
каждой из сестер.
6. «У медведя, во бору». Музыка Т.Попотенко. Медведь
просыпается, дети убегают.
8. «Летчики следите за погодой». Передают коллективный полет летчиков их
приземление.
Построение и композиция детьми музыкальной игры.
Задача: самостоятельное построение детьми музыкальной
игры, композиции её эпизодов, развитие музыкально-игровых образов.
Задание:
1. «На мосточке». Музыка А.Филиппенко. Дети распределяют
роли и намечают план действий.
1-й эпизод - встреча волка и детей
2-й эпизод – борьба козлика и волка
3-й эпизод – общая радость детей и козлика
2. «Жили у бабуси». Обработка Н.А.Метлова. Распределение
ролей бабушки и двух гусей серого и белого.
3. «Как у наших у ворот». Музыка Агафонникова.
Инсценировка. Выполнение характерных движений мухи, комара, стрекозы, муравья
(поочередное их выступление).
4. «Что видела белочка в детском саду?»
1-й эпизод – сон игрушек
2-й эпизод – движение кукол, петрушек, зайцев в присущей
их манере.
3-й эпизод – «конфликты» - кто-то обидел зайчика, его
утешают, петрушки дразнят мишку
4-й эпизод – примирение, веселье.
5. «Кто построил этот дом?» На улице Садовой дом построен
новый. Варианты – хоровод, постройка воображаемого дома, фигурное перестроение
и т.д.
1-й эпизод – инсценировка трудовых движений:
архитектор – спокойные, но четкие; каменщик - равномерные
и четкие; штукатур – отчетливые, энергичные; маляр – быстрые с воображаемым
насосом.
2-й эпизод – новый дом почти готов, примет к празднику
жильцов – характер заключения.
(Перед игрой производится поход-экскурсия на стройку)
|