Эту работу я начала с детьми средней группы,
знакомя их с потешками. Они создают радостное
настроение, подготавливая положительный
эмоциональный фон для восприятия окружающего
мира.
Я подобрала такие потешки, которые отражают
действия ребенка, приобретенные через опыт,
такие как:
- Водичка, водичка, умой мое личико…
- Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку….
- Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит….
- Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки…. и
др.
Знакомя детей с понятием "Семья”, закрепляла
умение определять родственные отношения между
близкими членами семьи, воспитывала
привязанность ребенка к семье, любовь и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Например, в потешки "Как у наших у ворот петух
зернышки клюет…..” можно увидеть отношение
петуха к своей семье.
Проводила беседы с детьми о том, как заботливо и
нежно мама дома ухаживает за своей малышкой, как
ласково её называет. И через потешку старалась
показать, что же мама ждет от неё:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
Заучивала с детьми и другие потешки, через
которые дошкольники осваивали нормы поведения.
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
Семь окуней,
Пятьдесят карасей,
Один ершок –
И того с горшок.
Ухи наварю,
Деда с бабой покормлю.
Организовывала с детьми сюжетно-ролевые игры
"Семья”, используя потешки. Дети (и даже
мальчики) с удовольствием брали кукол, умывали
их, кормили, укладывали спать и т.д.
Когда знакомила детей с миром природы, также
использовала потешки. С помощью потешек про
солнышко и тех, в которых малютку укладывают
спать, закрепляла понятие "день-ночь”. Провела
занятие с использованием потешек на тему
"Свойства и назначение воды”. Дети узнали,
что вода нужна для умывания и приготовления пищи,
мытья посуды и, чтобы помыться, постирать белье,
необходима для водоплавающих птиц и для
жизнедеятельности растений, для того, чтобы
работала водяная мельница.
В групповой комнате и на прогулке проводила
обыгрывание потешек:
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети.
(Дети двумя руками делают круговые движения,
рисуют солнце.)
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
(Наклонившись, делают движение кистями рук из
стороны в сторону, как бы поглаживая воду и
травку.)
(Выпрямившись, показывают цветочек, соединив
ладони у запястья.)
(Показать лужочек: вытянуть обе руки вперед
ладонями вверх, развезти их в стороны).
Так дети постепенно сначала слушали и
повторяли потешки, затем самостоятельно
проговаривали тексты, использовали потешки в
сюжетно-ролевых играх, придумывали свои движения
для обыгрывания потешек.
Одновременно проводилась работа с
использованием загадок.
Сначала детям было трудно отгадывать загадки.
Если даже и отгадывали, то затруднялись
объяснить, как они пришли к правильной отгадке.
Поэтому сначала детям предлагались описательные
загадки.
Квохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Одновременно с загадками, продолжалось
знакомство с потешками.
Загадываю детям загадку:
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит.
Дети затрудняются сказать, о чем говорится в
загадке, тогда я напоминаю им потешку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Или предлагаю загадку:
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
И, если даже дети ее отгадали, предлагаю
вспомнить потешку о зиме:
Ух, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет.
Вдоль по улице метет.
Таким образом, мной были подобраны и
использованы в работе загадки и к ним потешки.
Игровые упражнения на тему "Отгадай загадку –
покажи потешку” (средний возраст), досуг по
мотивам русского народного творчества (старший
возраст).
Через загадку старалась формировать у детей
познавательный интерес к миру вещей и явлений,
заставляла детей думать и отвечать на вопросы:
Что из чего состоит?
Нос стальной, хвост льняной.
Для чего используется?
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
На что похоже?
Сто один брат,
Все в один ряд.
Вместе связаны стоят.
Загадки являются хорошим материалом для
обогащения словарного запаса детей за счёт
многозначности слов. И я старалась научить детей
сравнивать и рассуждать. Дети постепенно сами
стали сочинять загадки.
Эта работа велась с одновременным
использованием пословиц и поговорок.
Ещё в средней группе, когда организовывала с
детьми в сюжетно-ролевую игру "Семья”,
используя потешки, показывала, как надо петь
песенку, укладывая куклу спать, каким должен быть
нежным и ласковым голосок, когда после сна надо
умывать куклу-дочку или уговорить "съесть” её
кашку.
Показывала детям, что самое ценное у них это
мама, семья. И здесь использовала пословицы.
- У мамы тёплое сердечко и ласковое словечко.
- Материнская ласка конца не знает. И др.
Учила детей понимать выражения "тёплое
сердечко”, "ласковое словечко”, "конца не
знает” и др. Предлагала сама объяснить смысл
пословиц.
Такие пословицы, как "При солнышке тепло, а при
матери добро”, начала использовать, когда дети
стали понимать изменения природных явлений,
знакомясь с признаками времён года.
Знакомя детей с природой, использовала и другие
пословицы.
Так, например, гуляя зимой с детьми, предлагала
определить по состоянию снега (липкий, пушистый,
лёгкий, тяжелый) или по температуре воздуха
(использовала градусник), морозно сейчас или нет.
И в зависимости от этого читала детям пословицы
"Мороз не велик, да стоять не велит” или "Береги
нос в сильный мороз”.
Здесь так же обыгрывали потешки. Например:
- Ой, сердит мороз!
(Дети качают головой, взявшись за неё руками.)
- Ветки снегом занёс.
(Плавные движения кистями рук сверху вниз.)
- Хватает за нос,
(Дети хватают себя за нос.)
- Щиплет до слёз.
(Кулачками потирают щёки.)
- Ребятишки не пугаются,
На саночках катаются.
(Дети парами "едут на саночках”.)
В начале ноября прочитала детям пословицу
"Ноябрьские ночи до снега темны”. Дети
объяснили, почему надо ждать снега и наблюдали,
когда выпал снег, стало светлее или нет.
Наблюдали с детьми за продолжительностью дня. В
декабре день самый короткий, а потом день
постепенно увеличивается. И в феврале можно было
сказать "Февраль три часа прибавил”.
Наблюдая за количественным и качественным
изменением снега, использовала пословицу
"Февраль богат снегом, а апрель водой”.
Знакомила детей с пословицами, которые
заставляют детей задуматься, как себя надо вести
по отношению к природе.
- Земля - тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
- Без хозяина земля - круглая сирота.
Дети рассуждали, думали, вспоминали. Если,
например, сбить мухомор, то потом лосям нечем
будет лечиться; если рассвести костёр в лесу, то
потом на этом месте долго не будет расти трава;
если рвать растения, то они быстро гибнут и не
дают семян, значит, растений становится меньше и
т.д.
Здесь также обращалась к потешкам: "Уж как я ль
мою коровушку люблю, уж как я ль-то ей крапивушку
нарву…” или "Иван, Иван, вырывай бурьян…”
Дети понимали, что надо заботиться о животных,
на огороде надо полоть только сорняки. А вот,
например, трава, растущая на лугу, не является
сорняком.
Я познакомила детей с травянистыми растениями,
которыми питаются животные и птицы.
Детям предложила потешку:
Под горой у речки,
На тоненькой дощечке
Таня платье мыла,
Громко колотила.
Дети узнали, что в старину бельё стирали в реке.
И рассказали, что сейчас мама стирает бельё в
стиральной машине, воду берёт из крана. В кране
она чистая, фильтрованная. Дети сказали, что
сейчас нельзя стирать бельё в реке, т.к. вода там
грязная. Они видели, как в реке моют машину,
трактор, вода становится не чистая и можно
увидеть масляную плёночку. Дети вспомнили, что в
воде растёт кубышка, корнями её питаются бобры,
листьями питаются лоси, а семенами водоплавающие
птицы. Сделали вывод, что если будет грязная вода,
то это растение может погибнуть, не будет корма
птицам и животным.
Знакомя детей с фольклором русского народа,
нельзя не обратиться к прошлому нашего народа, к
его быту. Знакомя детей с колыбельными песенками
и потешками, объясняла, что такое колыбелька,
вносила её для игры.
Родители для этой игры сшили и принесли
лоскутное одеяло, деревянную посуду, самовар,
чугунок, один папа сделал для игры деревянную
кочергу.
Одновременно знакомила детей с предметами
крестьянского быта и труда. Родителям
рекомендовала собирать и приносить в группу
открытки и иллюстрации. Затем с детьми делали
выставки "У печки-матушки”, "Большая стирка”,
"Во широком поле”, "Во что играли крестьянские
дети”.
Проводила с детьми беседы и занятия по
конструированию "Печка-матушка”, по рисованию
"Русская изба”, по лепке "Крестьянская посуда”.
Учила с детьми пословицы:
- Семья крепка ладом.
- Домом жить - обо всём тужить.
- Печь нам мать родная.
И вместе разбирала смысл этих пословиц.
Одновременно знакомила детей с трудом народа:
- пахали землю, сеяли зерно, выращивали и
собирали урожай
- пряли, вышивали, плели лапти
- пекли хлеб, блины, пироги; варили щи, кашу
- работали в кузнице, на мельнице
- детям делали игрушки-забавы
В этой работе так же использовала потешки.
Уж, ты, водичка вода, беги быстренько,
Крути мельницу-веретенницу.
Я на меленьку приду, я муку намелю,
Пирогов напеку. Всех детей угощу.
Я на камушке сижу,
Да топор в руке держу,
Да всё колышки тешу.
Я всё колышки тешу,
Огород свой горожу.
Я капустку посажу.
Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
Предлагала детям загадки об орудиях труда
(серп, коромысло, кочерга, ухват, рубель и др.)
Ходит полем
Из края в край
Режет чёрный каравай. (плуг)
Проводила игры "Где что находится?” или "Кому
это надо?”
Большие картинки
- изба
- печь
- стирка
- на огороде и в саду
- в поле
- скотный двор
- кузнеца
Маленькие картинки с изображением разных
предметов. Эта игра проводится как лото. Надо
назвать, что изображено на маленькой картинке и
положить её к большой картинке и объяснить,
почему к этой, а не к другой.
Например, большая картинка "Печь” к ней
маленькие картинки: ухват, кочерга, котелок,
лопата для хлеба, заслон, дрова, совок для углей.
Привлекла родителей для изготовления
игрушек-забав по принципу Богородской игрушки. А
затем в группе сделали выставку этих игрушек.
Таким образом, учила видеть различные стороны
трудовой деятельности. Подводила детей к
положительному отношению к труду.
Используя пословицы и поговорки, показывала
детям высокую оценку трудового умения и в то же
время осуждение лени.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
Чтобы дети лучше понимали смысл пословиц,
читала им сказки и рассказы, делали зарисовки. Затем с детьми говорили о поступках
героев и находили нужную пословицу для данной
ситуации или поступка. Генарова Людмила Петровна, г.Москва
|