Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются: • высокая активность воспитанников; • интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников; • повышение личностной ценности реализованных проектов; • увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений. Знания,
умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над
личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются
ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт,
легко переносятся на другие виды деятельности. Таким
образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в
процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно
приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем. Метод
проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты
его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей
знаний. Метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида: • индивидуально-ориентированная
система организации работы – каждый участник выполняет свою часть
работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы
прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского
видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать
ребенка-дошкольника, оказать помощь в поиске информации; • затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки; • необходимость
продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания
консультативной помощи родителям в ходе проекта. Педагогу,
обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная
деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема
должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть
мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении
результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам,
соответствовать интересам и возможностям каждого. Так как же понять, что перед нами? Как отличить проектную деятельность от всякой другой? Перечислим признаки проектов: • самостоятельность
– проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске
информации, планировании деятельности, представлении результатов; • свобода
применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны,
проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети
могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе
проектной деятельности ребенок самостоятельно познает новое; • разнообразие видов самостоятельной деятельности; • практическое значение проектного продукта. При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии: • доступность; • социальная направленность; • воспитательная направленность; • научность; • соответствие возрастным особенностям; • интегративность; • ориентация на «зону ближайшего развития». Проектирование
– это всегда работа с идеями. Н. А. Краля в книге «Метод учебных
проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся»
предложила наглядное представление взаимосвязи основных понятий в виде
пятиконечной звезды (рис. 1). Проект как идеальный объект расположен в
центре звезды, но для его полноценного выполнения необходимы все
указанные виды деятельности. Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий, касающихся проектирования. |