Подвижные игры классифицируются по возрасту,
по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой
подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по
содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Сюжетные
подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный
эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них,
изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Сюжетные
подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания,
ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек,
«ловишек»; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему
флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с
предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.). В работе с самыми
маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и
др.) Методика проведения подвижных игр включает
в себя неограниченные возможности комплексного использования
разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка,
умелое дидактическое руководство игрой. Особое
значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая
наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре,
увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет
существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по
отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках.
Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно
преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к
детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их
деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное;
создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская
радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических,
психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка. Методика
проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального,
сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего
разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным,
внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий
человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно
преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное
отношение к товарищам, выдержку, самообладание. Методика
проведения подвижных игр нашла отражение в работах ученых: Е.А. Аркина,
В. В. Гориневского, H.A. Метлова, A.B. Кенеман, М. М. Конторович, Л. И.
Михайловой, Т.Н. Осокиной, Е.А. Тимофеевой и др., существенно
пополнивших и обогативших методику проведения подвижных игр в дошкольном
учреждении. Работы H. Н. Кильпио, Н. Г.
Кожевниковой, В. И. Васюковой и др. подтвердили влияние игрового сюжета
на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного
проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей
каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся
двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка,
способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор
подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы:
общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных
умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных
типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения
игр, интересов детей. При подборе
сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у
детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием
подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное
разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений,
действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на
правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий.
Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает
художественные произведения, организует наблюдения за природой, за
животными, деятельностью людей различных профессий (водителями,
спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино– и диафильмов;
беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры –
изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в
зависимости от возраста). Важно правильно организовать игру в
отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть
проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог
варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и
характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на
игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5–2 мин. Объяснение сюжетной
подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы
по формированию представлений об игровых образах. Тематика
сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни
людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения
новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая
активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и
совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется
краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего
перевоплощения ребенка в игровой образ; развития выразительности,
красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ
аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение –
зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к
эмоциональному восприятию. Сюжет
рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому
использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом
предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об
обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом
уголке за поведением птиц, животных; читает художественную литературу,
показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления,
необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного
объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры
крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и
сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5–2 минуты, а
иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок – у
детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ
способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В
объяснение игры вплетаются правила, сигнал. Сюжетные
рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу
бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно
использовать стихи. Например: Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Дети-«цыплятки»
гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы.
Приближаясь к водящему-«кошке», «курочка» (педагог) говорит: На скамейке, у дорожки. Улеглась и дремлет кошка.
«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит: Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».) И цыпляток догоняет.
С большим интересом обыгрывают дети сказку Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали». С самого начала сказка захватывает ребят: Жил-был кот, Ростом он был с комод, Усищи – с аршин, Глазищи – с кувшин, Хвост трубой, Сам рябой. Ай да кот!
Образно и красиво описывается игровой сюжет по сказке «Три поросенка»: Жили-были поросята, Очень дружные ребята. У них был красивый дом, И уютно было в нем. Возле дома был лужок, Поросята там гуляли, Веселились и играли. Но однажды на лужок, Где гуляли поросята, Прибежал сердитый волк, Он голодный и косматый. Поросят он увидал, И сердито зарычал: «Р-р-р». Поросята испугались И быстрей домой помчались, Дверь закрыли на замок, Притаились и молчок. Волк немного подождал И в лес темный убежал.
Объясняя несюжетную игру, педагог
раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и
сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты,
используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром
на предмет, в старших – без него). При объяснении игры воспитатель не
должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет,
как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и
увлекательно. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог
уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает
уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с
выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и
качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда
не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям
удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к
совершенствованию. Объединяя играющих в
группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные
особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для
активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и
активными ребятами. Важную роль в подвижных играх выполняют считалки, с их помощью выбирают водящих. В физическом воспитании дошкольников используются разнообразные считалки. Считалками
(народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.)
принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для
определения ведущего или распределения ролей в игре. Считалка с раннего
детства и до вступления в юность используется ребятами для выбора
водящих в играх. Она не знает сословных барьеров, перешагивает границы
разных стран и присутствует в обиходе детей многих народов.
Предположительно происхождение считалки связано с особым ее видом –
тайным счетом. В древности существовал
запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, на прямое
количественное определение приплода в домашнем хозяйстве. Но так как
знать количество было все же необходимо, изобрели форму косвенного
пересчета, в котором счетные единицы заменялись их эквивалентами. Это
были измененные до неузнаваемости количественные и порядковые
числительные. Часть из них доносит считалка: Ази – раз, Двази – два, Тризи – три, Изи – четыре, Пятам – пять, Латам – шесть, Шума – семь, Рума – восемь, Дуба – девять, Крест – десять.
«Первый»
мог быть назван первички, первенцы, первенцыки; «второй, другой» –
другенчики, другичики, другенцы и т. д. Названия первых чисел, даже
измененных, достаточно прозрачны. Обозначение же числа 10 словом «крест»
связано с тем, что, отсчитав десяток, его отмечали для памяти
крестообразной зарубкой на дощечке. Таким образом, детская считалка
является наследницей серьезного взрослого дела – тайного счета,
игравшего в свое время важную магическую роль в жизни людей. А.
П. Усова писала о значении считалок: «Они как бы вводят в игру,
помогают распределению ролей, служат самоорганизации детей, подобно
присказке, которая вводит в сказку». Считалка
способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как
честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор
этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской
увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма,
необходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический).
Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую
функции, и вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего
выступает, способствует физическому развитию детей. Дети
нередко сами придумывают считалки. При этом развиваются их фантазия,
творчество и наблюдательность, так как темы для считалок берутся из
жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Рассматривая
разнообразные способы классификации считалок, Г. С. Виноградов
подразделяет их на три группы: считалки-числовки, заумные считалки и
считалки-заменки. К считалкам-числовкам он относит произведения,
содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты
числительных. Например: Первый, другой, Под дугой; Три, четыре, Перескочили; Пять, шесть, Бьют шерсть; Семь, восемь, Сено возим; Девять, десять, Деньги весить; Одиннадцать, двенадцать, На улице бранятся.
К заумным относят произведения, целиком или частично сотканные из «зауми». Например: Эны-бэны, Рики-факи, Торба-орба, Оды саки, Дэус-дэус, Касматэус, Бакс.
К считалкам-заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например: Иван, Подай стакан, Отрежь лимон И выйди вон.
Любопытна
классификация считалок, данная М. Н. Мельниковым. По признаку единства
элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены
заумные, сюжетные и кумулятивные считалки. В
основе композиционного построения заумных считалок лежит
звукоритмический принцип; в основе сюжетных – повествовательное или
драматическое развитие сюжета. Кумулятивные считалки – это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости. Например, считалка заумная: Авень-пусень, Шинь, пень, Ширварвень. Авсень-пусень Дзин!
Сюжетная считалка: Зайчик-белянчик Ходил в лес грибы есть, Сорвал травку, Положил на лавку, Кто ее поднимет, Тот вон выйдет.
Кумулятивная считалка: Дети
подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На
последнем слове взрослый быстро сжимает руку в кулак. Тот, чей палец он
захватил, водит, ну а остальные дети должны быстро свои пальцы убрать. Жеребьевка
(или жеребьевные сговорки) относится к игровому зачину и предназначена
чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды. Дошкольники
применяют жеребьевку в виде игры. Двое ребят, условившись, кто из них
как будет называться, берутся за руки, а остальные дети по одному
проходят в образованные таким образом воротца и отвечают на вопрос,
становясь на сторону того, чье название выбрал. Например: Конь вороной Остался под горой. Какого коня, Сивого или золотогривого?
Или: Нативное яблочко Или золотое блюдечко? Сахару кусочек Или красненький платочек?
Анализируя
содержание текстов жеребьевных сговорок, мы погружаемся в мир
разнообразных детских интересов, увлечений, забав. Наибольшее количество
традиционных текстов считалок связано с конем (конь вороной,
златогривый и т. д.). В них предлагается сделать выбор между конем и
золотым седлом, золотым хомутом и даже между конем вороным и казаком
удалым. Крестьянские дети рано начинали понимать, что конь – кормилец,
но еще больше их увлекала стремительность бега и красота коня, это
впечатление усиливалось легендами о конях, спасших жизни. Почетное
место в жеребьевных сговорках занимает и добрый молодец или казак,
олицетворявший свободолюбие, беспредельную удаль. Жеребьевные сговорки
представляют собой синтез считалки и жеребьевки. Особенностью их
являются рифмованный текст и выполнение двигательных действий, которые
могут выступать самостоятельными играми. Например, играющие дети
становятся в круг и кладут на пенек либо на другую подставку по два
пальца; один из играющих, показывая на каждый палец, приговаривает по
слову: «Первенчики, другенчики, тринцы, волынцы, пятый ладан, шестой
шмак!» Палец, на который упадет последнее слово, отнимается, а счет
повторяется далее и продолжается, пока не остается один палец. Игрок,
палец которого остался последним, ловит кого-либо из товарищей,
пойманный сменяет водящего и сам ловит кого-нибудь. Музыкальность,
ритмичность, художественность зачинов, считалок, жеребьевок вызывают у
детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в
самостоятельных играх ребят. Интерес
детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают
форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и
быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета
определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий
каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует
большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки
деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во
взаимоотношениях детей. Руководство воспитателя
подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог
может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим
выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают
роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать
того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет
поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль
ведущего начинают поручать детям. В ходе
игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно
анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры,
если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть,
был невнимателен и т. д. Педагог должен следить за движениями,
взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре. Значительное внимание следует уделяет вариантам подвижных
игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить
умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать
психофизические качества ребенка. Первоначально
варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников
подвижных игр; учитывая постепенно усложнение правил, повышая требование
к их исполнению. Воспитатель интонационно варьирует интервал подачи
сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз – два – три – лови» и т. д. Он
может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре;
выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от
ребенка выдержки, самообладания и т. д. Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества. Руководя
игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные
взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать
трудности. Преодоление трудностей П.Ф. Каптерев называл нравственным
закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного
потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку
понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его
творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое
воздействие. Подводя итог игры,
воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших
смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество. Отмечая
действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает
уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть
лучше. |