Теория подвижных игр - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ - Каталог файлов - МИШУТКИНА ШКОЛА

Воскресенье, 11.12.2016, 07:12
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА [26]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ [22]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ [42]
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [8]
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [15]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [18]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ [8]
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОУ [30]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ » МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ

Теория подвижных игр
12.02.2014, 10:36

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытно-общинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Е.А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, сохранилось мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны: никто из этнографов не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племен Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А. Покровский утверждал, что игры во все времена у всех народов были непременно. Многие из них были весьма оригинальными и отражали образ жизни народа. Множество игр разных народов имеют между собой много общего, например, игры с мячом, в кости и т. д.

Справедливо также мнение Н.С. Воловик о том, что назначение древних игр не развлекательное, а практическое. Действием игры и словами песни люди пытались обеспечить себе успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический мир, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек всегда зависел от природы, основным предметом изображения в игровых песнях был животный и растительный мир.

Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили общей жизнью со взрослыми. Воспитательная функция тогда не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, постепенно включая детей в доступные им формы деятельности.

Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Совершенно очевидно, что игры детей обусловливались трудом взрослых членов общества. Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и ребята очень рано становились самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За ними оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.

В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставилась задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Создавались уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребята упражнялись в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Например, А. Н. Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера можно встретить очень редко. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелкими узорами, окрашивают их.

Здесь следует согласиться с предположениями Д. Б. Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и т. п. являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые обучают их этому.

Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переключаются на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т. д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно готовятся к взрослой жизни. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, присутствует определенная условность ситуации, в которой происходит упражнение: пенек, торчащий на поляне, – не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, – не настоящая птица. Во-вторых, ребенок выполняет действия с уменьшенными орудиями труда, схожие с теми, которые совершает взрослый, и, возможно, сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником – отцом или старшим братом.

Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения необходимыми будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу навыками, приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различных соревнований. В содержании соревнований между взрослыми и между детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывают ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ошибочна пользовавшаяся большой популярностью теория отдыха, принятая И. Гутс-Мутсом, согласно которой игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра – это отдых от серьезной работы, важный для восстановления сил. Н. Филитис отмечает, что И. Гутс-Мутс допустил ошибку, которую часто допускают взрослые, когда судят о детской игре: психика сложившегося взрослого организма переносится на психику развивающегося организма ребенка.

Нельзя не согласиться с Н. Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принялся за игру.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств – особенно зрения и сенсомоторного развития, и в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если эта подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место. К. Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как тематическую.

Вот что писал о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерев: «Прежде всего нужно помнить, что игра – явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные – щенки, котята, медвежата – так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям». П.Ф. Каптерев провел большую работу по изучению и обобщению особенностей психофизического развития дошкольников. Он писал, что уже в три года ребенок проявляет серьезное стремление к самостоятельности («Я сам») и творчеству, обнаруживающееся в играх. Однако во многих семьях слишком рано начинают заботиться о будущей карьере ребенка, думают не о развитии малыша, а о его общественном успехе, держат его в напряжении.

Чрезмерное истощение физических сил и напряжение нервной системы в ранние годы оказывается гибельным для дальнейшего развития человека, отражается слабостью, недостатком сил в зрелые годы, притуплением интереса, равнодушием. П.Ф. Каптерев считал, что для того, чтобы сохранить самобытность и энергию, необходимо прежде всего дать ребенку возможность вполне «выживать» каждый свой возраст, не стремясь поспешно перевести в другой, старший.

Именно игра позволяет дошкольнику реализовать свои возможности. Преодолевая трудности в подвижных играх, ребенок развивается не только физически, но и нравственно. П.Ф. Каптерев подчеркивал, что подвижные игры являются эффективным средством нравственной закалки, формирования духовного потенциала.

Дети в гораздо большей степени живут естественно-органическими, чем социально-культурными потребностями. Предоставленные самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе к природе. Удовлетворение физических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. Практически до совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которые не расходуются на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности разнообразным упражнениям и играм.

Воспитательная и художественная ценность подвижной игры сохранилась до настоящего времени.

В отечественной педагогике подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появились работы виднейших российских педагогов Н.И. Пирогова, E. Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивалось первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни, он отмечал, что в игровой самостоятельной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Он также указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.

П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры, создавая новые упражнения, условия действия, то есть вводить варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более высокими требованиями, способствует сохранению интереса к игре.

Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий П.Ф. Лесгафт предоставляет играющим, при этом уделяя значительное внимание соблюдению правил игры. Правила игры – закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В. В. Гориневским, Е. А. Аркиным).

В. В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка.

Серьезные требования В. В. Гориневский предъявлял к воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Важное значение придавал формированию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал сообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям, при этом исключая азарт, возбуждение, недоброжелательность ребят друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В. В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания положительных моральных качеств, чтобы пробудить интерес детей к игре и повысить эмоциональный настрой.

Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания, видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей радость и удовлетворение. Игра содействует работе крупных мышечных групп; развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы; разнообразие движений в ней препятствует утомлению.

Значительную роль в результативности игры Е.А. Аркин отводил педагогу, его умению заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог, в случае необходимости подключиться к игре.

На основе анализа научно-методической литературы, посвященной подвижным играм, можно сделать следующие выводы:

• истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого;

• игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;

• игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации);

• игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движений.

В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие отечественные педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, A.A. Леонтьевым, А. В. Запорожцем и др.

В разработке содержания, организации и методики проведения подвижных игр важную роль сыграли работы А. И. Быковой, М. М. Конторович, H. Н. Метлов, Л. И. Михайловой, Т.Н. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л. В. Артамоновой и др.

Исследования, проведенные Л. М. Коровиной, установили эффективность использования в работе с детьми 5 лет подвижных игр, методов соревнования и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования Н. В. Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я. Степаненковой. О формировании у дошкольников самоорганизации в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают Н. В. Полтавцева и Е.А. Тимофеева. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е.А. Сагайдачная, Т.С. Яковлева, М. А. Рунова и др.).

Категория: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin | Теги: методист ДОУ, методика проведения подвижных игр в, дети дошкольного возраста, Подготовка к школе, методические рекомендации для воспи
Просмотров: 1467 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования