Подвижные игры как часть физической
культуры занимают важное место во всестороннем воспитании ребенка. Они
отражают идеалы общественного воспитания, заложенные как
общечеловеческой культурой, так и культурой отдельных народов. Изучение
современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает
взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики,
мыслями и чувствами человека. Уже
древние греки понимали взаимосвязь и взаимозависимость движения и
психических процессов, высоко ценили грациозность движений, считая, что
грацией отличаются только произвольные движения, представляющие собой
выражение «моральных ощущений». Грациозность, самовыражение в движении
они относили к прекрасным проявлениям души. В произвольных движениях,
где имеет место грация, движущим началом является душа и в ней
заключается причина красоты движения. По мнению древнегреческих
философов, грация и красота не даны природой, а создаются самим
человеком. Значительное внимание
уделялось одухотворенности движений в древних культурах Индии, Китая,
Японии. С философско-религиозных позиций человек рассматривался как
единство плоти и духа. Научное
обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности дали работы
И. М. Сеченова и И. П. Павлова, посвященные отражательной роли мозга.
Наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с
тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует о том,
что движение – это конечное выражение всякого психического акта, мысль –
это рефлекс, заторможенный в своей двигательной части, и что всякая
мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В
работах В. М. Бехтерева и его сотрудников (Н.М. Щелованова, М. П.
Денисовой, H.Л. Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависимость
двигательных и психических функций ребенка. В их исследованиях
содержится материал, свидетельствующий о том, что, начиная от простых
видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями,
развитие познания и действий определяется в единстве. Благодаря
системному подходу психологической науки к познанию ребенка в комплексе
всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль
самовыражения через движения в подвижной игре, в психокоррекции, в
интеллектуальном развитии ребенка. В
настоящее время имеются исследования, в том числе и зарубежные,
отражающие влияние телесных поз на психику. Утверждается, что некоторые
психические особенности человека имеют определенный мимический паспорт
(К. И. Платонов, В. А. Белов и др.). Американские психотерапевты
используют напряженные позы для коррекции психики. Регулярное
использование напряженных поз помогает войти в контакт с собственным
телом и сохранить чувство гармонии. По
мнению специалиста из США О. Бина, двигательные упражнения используются
для психокоррекции, помогая человеку вернуться к первичной природе,
снять эмоциональное напряжение. По его мнению, эмоциональное напряжение
можно снять, используя упражнение «Велосипед». Важную роль в этом играет
также «школа мяча», способствующая свободному самовыражению,
личностному совершенствованию. Ребенок привыкает открыто выражать свои
эмоции, у него появляется возможность пережить обширный диапазон чувств.
Эмоциональная разрядка помогает взаимодействию с другими детьми и
взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями. Методика
М. Фелденкрайса имеет целью восстановление грациозности и свободы
движений, утверждающих образ «Я», расширение самосознания и развитие
возможностей ребенка и взрослого с помощью физических упражнений,
осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении
формируются ловкость, умение найти наиболее эффективный способ движения. Интересен
подход к совершенствованию развития личности по методу М. Александера.
Он утверждает, что человеческий организм есть единое целое и деформация
одного компонента влияет на все тело. Коррекция привычных телесных поз,
их улучшение помогает создать правильное взаимоотношение частей тела и
психики. Язык жеста не менее выразителен, чем язык слов. Цепкость и
ловкость прекрасно развиваются с помощью игр, формирующих свободу и
выразительность жеста. Известный русский
актер М. Чехов доказал, что выразительный жест оказывает влияние на
культуру мышления. Предлагая идти от движения к мысли, М. Чехов выделяет
связь между движением и словом, движением и эмоциями. Человек,
многократно выполняющий одно и то же волевое и выразительное движение,
получает в результате также соответствующую эмоцию. При
проведении подвижных игр значительное внимание следует уделять
комплексному подходу в проведении игры. С этой целью детям читают
художественную литературу, просматривают и обсуждают с ними мультфильмы,
диафильмы, рассматривают картины, наблюдают за окружающей природой,
проводят беседы и используют другие методические формы подведения
дошкольников к осознанию сюжета и задач игр. В
играх «День и ночь», «Море волнуется» и других, им подобных, при
объяснении рекомендуется пользоваться сюжетным рассказом. Например:
«Днем бабочки, жучки, насекомые, звери двигаются: летают, прыгают,
ползают. Наступает ночь, и все звери и животные засыпают в той позе, в
какой застала их ночь». В игре «Сделай фигуру» предлагается придумать
индивидуальные и коллективные фигуры по сюжетам: «Спортсмены»,
«Скульптор», «Зверинец» и др. с предметами и без них. При этом важное
место отводится поощрению детей, придумавших необычную фигуру, красиво и
образно ее изобразивших. Поощряются ребята, преодолевшие неуверенность,
робость и достигшие выразительности движений. Следует
отметить, что каждый ребенок может и должен придумать свое движение,
игровой образ, отражая в нем свою индивидуальность, неповторимость. К
оценке выполнения заданий можно привлекать детей. Они способны
анализировать, кто лучше, интереснее, точнее передает образ в движении.
Выразительность движения, поэзия жеста, его одухотворенность играют
важную роль в осмыслении движения, образности его воспроизведения. Лучшему
использованию двигательного опыта детей (при обучении физическим
упражнениям) способствует формирование творческой направленности их
деятельности при обучении физическим упражнениям в подвижных играх. Психокоррекционное
воздействие физических упражнений осуществляется при использовании
разнообразных игр с мячом (для разных положений рук, туловища, головы
при отбивании мяча), пальчиковой и глазодвигательной гимнастики,
включенной в физические упражнения. Красота движения проявляется в совершенном физическом контроле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя,
ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что,
когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила
воображения. Творческая активность имеет
важнейшее биологическое значение и является движущей силой саморазвития
каждого индивида, основой его здорового образа жизни. Особое
место в системе подвижных игр занимают спортивные игры. В дошкольных
учреждениях используются только их элементы, подводящие ребенка к более
сложным спортивным игровым действиям при дальнейшем его обучении в
школе.
|