Пятница, 26.04.2024, 11:18
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА [26]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ [22]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ [42]
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [8]
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [15]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [18]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ [8]
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОУ [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ » МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА
21.05.2014, 18:43

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограни­ченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенден­ций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору пока­зателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Применяется мониторинг к конкретным объектам для решения четко очерченного круга задач.

В системе мониторинга выделяются мониторинговые явления и мониторинговые индика­торы.

Мониторинговые явления - это группа явлений, системные показатели которых могут с достаточной полнотой отразить движущие силы, тенденции развития, характер их взаимо­действия. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития (и их показатели), то есть имеют прогностическую направленность. Каждое от­дельное мониторинговое явление включает момент общего, характерного для всех явлений, подчиняющихся определенным законам, и тем самым в каких-то чертах повторяет другие явления.

Мониторинговый индикатор - это совокупность признаков, которые имеют мониторин­говые источники. Индикатор определяет доступность изучаемого объекта наблюдению и из­мерению. Разработка мониторинговой системы требует выявления из бесконечных рядов причинно-следственных связей именно таких индикаторов, которые концентрируют сущно­стное отражение причин и условий и информируют о стабильности показателей качества об­разования и качества развития или о приближении развития к переходу в новое качество.

Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 5-6 лет планируемых итого­вых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образо­вания на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных ка­честв, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Для достижения данной цели нами разработаны мониторинговые индикаторы в соответ­ствии с определенными ФГТ интегративными качествами, формирование которых выступает объектом мониторинга.

Реализация принципа интеграции обеспечена изучением базовых показателей развития, которые характеризуются информативностью и прогностичностью, формируются в разных видах детской деятельности при освоении всех образовательных областей и являются ком­плексными.

Мониторинговые индикаторы, по сути, являются планируемыми результатами формиро­вания того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преем­ственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образова­тельный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целена­правленного формирования возрастных психологических новообразований посредством ос­воения ребенком образовательных областей.

Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые результаты формирова­ния определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ре­бенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, ко­торые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.

Методологической основой разработки мониторинговых индикаторов с точки зрения возрас­та выступает положение Л. С. Выготского, который считал, что необходимо исследовать историю развития психических функций, изучать не только сложившиеся, но и складывающиеся функции в их предпосылочных, первичных проявлениях.

Особую важность исследованию предпосылочных и первых проявлений сложных психиче­ских функций придает тот факт, что ранние периоды онтогенеза проецируются на дальнейшее психическое развитие. Данный момент ярко выразил П. П. Блонский. По его мнению, изучение ребенка - это изучение истории его развития, причем основные проблемы его развития лучше всего выясняются на начальных периодах жизни, своего рода первобытной истории его разви­тия. И в школьной, и даже юношеской жизни человека «еще сильны отзвуки его ясельного дет­ства». Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет каждый отдельный период развития ребенка для его общего психического развития, тот вклад, который имеет сего­дняшнее развитие в отношении «завтрашнего дня».

В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результа­ты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Веракса, Е. О. Смир­нова, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Рузская, Л. Н. Галигузова), которые позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника:

освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в обществе;

развитие целенаправленности, созидательности, перспективной направленности дея­тельности;

преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непосредственности всех проявлений активности, освоение элементов планирования, рождение осознания произ­вольности поведения, то есть способности владения и умения управлять собой;

стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью .рассу­ждений;

преобразование общения со взрослым под влиянием новых потребностей ребенка;

возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками;

интеллектуализация поступков и деятельности.

Мы исходили из идеи о том, что знания, умения и навыки деятельности (по сформиро­ванное™ которых в традиционной парадигме оценивалось качество дошкольного образова­ния) отражают лишь техническую сторону деятельности, тогда как для мониторинга качест­ва образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способность к ее самоорганизации. Обозначенная триада: во-первых, знания, умения и на­выки, во-вторых, побуждения, в третьих, самоорганизация деятельности и поведения - со­ставила концептуальную основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.

Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом монито­ринговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки, которых разра­ботаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содер­жание мониторинга.

Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что мони­торинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, рабо­тающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ре­бенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств по­зволяет составить комплексное объективное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физиче­ской культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог (таблица).

 

Первый этап.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с исполь­зованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Инструктор по физической культуре представляет количест­венные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работо­способности, а музыкальный руководитель - по освоению музыкально-ритмических движений, певческих навыков, навыков слушания музыки и проявлению отзывчивости на музыку.

                                    Изучение специалистами ДОУ интегративных качеств
 

Интегративные качества

Специалист ДОУ

Методы мониторинга

Физически развитый, овладевший ос­новными культурно-гигиеническими навыками

Инструктор по физ­культуре, педагог-психолог,воспита­тель

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты

Любознательный, активный

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты

Эмоционально отзывчивый

Воспитатель,

педа­гог-психолог,

музы­кальный

руководи­тель

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты, беседа

Овладевший средствами общения и спо­собами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты, беседа

Способный управлять своим поведени­ем и планировать свои действия на ос­нове первичных ценностных представ­лений, соблюдение элементарных об­щепринятых норм и правил поведения

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адек­ватные возрасту

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший универсальными предпо­сылками учебной деятельности: умени­ем работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его ин­струкции

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Воспитатель

Беседа

Овладевший умениями и навыками, не­обходимыми для осуществления раз­личных видов детской деятельности

Воспитатель,

музы­кальный   руководи­тель,

педагог-психолог

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры


Педагог-психолог представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуаль­ного взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методик (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов мето­дик на педагогический язык.

В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соот­ветствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения плани­руемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном ко­личестве баллов. Низший уровень - 1-3 балла, низкий - 4-6 баллов, средний - 7-9 баллов, высо­кий -10-12 баллов.

Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне - 10-12 баллов, позволяет педаго­гам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характери­зующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.

Второй этап.

Команда специалистов принимает одно из двух решений:

1. Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в дан­ных, полученных разными специалистами.

2. Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности.
В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнительных диагностических процедур.

Третий этап.

Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб­ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Категория: МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОУ | Добавил: admin | Теги: Екатеринбург ковка
Просмотров: 2239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика