Отклик на эмоции близких людей и друзей:
Высокий. Адекватно реагирует на эмоциональные
состояния других людей, замечает нюансы переживаний и отражает в развернутой
речи; сопереживает и стремится содействовать, пытается понять причины эмоциональных
состояний, стремится радовать других, быть полезным.
Средний. Адекватно реагирует на эмоциональные
состояния других людей, кратко отражает состояния в речи, не замечает нюансы
переживаний; сопереживает и стремится содействовать, но нередко без учета
интересов другого и реальной ситуации; не пытается самостоятельно понять
причины эмоциональных состояний других людей.
Низкий. Реагирует на эмоциональные состояния других
людей, но недостаточно четко дифференцирует эти состояния, затрудняется в их
точном речевом отражении; как правило, выделяет базовые эмоции: радость, страх,
гнев; сопереживание поверхностное, «бездеятельное», оказывает содействие по
побуждению взрослого, чаще действуя формально, не понимает причин эмоциональных
переживаний других людей.
Низший. Не понимает эмоциональных состояний других
людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны в данный момент для
самого ребенка, не стремится содействовать и может отказываться от данного
действия, побуждаемого взрослым.
Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:
Высокий. Адекватно реагирует на события, описанные в
тексте; испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию; дает
эмоциональную оценку персонажам и мотивирует ее, исходя из логики их поступков;
самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам; различает эмоциональную
(красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку
персонажей; с помощью взрослого, отвечая на вопросы, проникает в сферу
переживаний и мыслей героев, объясняет мотивы поступков персонажей; использует
в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни,
игре; соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями,
своим жизненным опытом.
Средний. Адекватно реагирует на события, описанные в
тексте; эмоционально откликается на перипетии сюжета; дает эмоциональную оценку
персонажам, но мотивирует неразвернуто или не мотивирует; с помощью взрослого
предлагает варианты содействия персонажам; недостаточно четко различает эмоциональную
(красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку
персонажей; с помощью взрослого соотносит содержание прочитанного взрослым
произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом; иногда использует в речи
некоторые слова и выражения из прочитанных произведений.
Низкий. Эмоционально откликается на некоторые
эпизоды сюжета, может проявлять неадекватные ситуации переживания, например
смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию; затрудняется дать
эмоциональную оценку персонажам, а если с помощью взрослого дает ее, то не
мотивирует; не различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой,
хороший/плохой) оценку персонажей.
Низший. Эмоционально не откликается на содержание
текста, не понимает эмоций персонажей, не может дать персонажам эмоциональную
оценку.
Эмоциональное реагирование на произведения
изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения:
Высокий. Адекватно, ярко, глубоко реагирует на
произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески
используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения,
метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных
переживаниях; замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах
произведений; понимает средства выразительности, используемые авторами
произведений для передачи эмоций.
Средний. Адекватно реагирует на произведения;
достаточно выразительно отражает образы этих произведений в речи и движениях,
но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче
образов произведений ограниченный набор речевых и неречевых средств, понимает некоторые средства
выразительности, используемые авторами
произведений для передачи эмоций, кратко оречевляет свои переживания, они недостаточно осознанны; творческая активность
недостаточна: наблюдается стереотипное эмоциональное реагирование.
Низкий. Откликается на эмоции, отраженные в
произведениях, но эмоциональное реагирование
неглубокое; в речи и движениях отражает наиболее яркие образы произведений, но
творчества при этом не проявляет, не понимает средства выразительности,
используемые авторами произведений
для передачи эмоций, если и называет некоторые из них, то по вопросам
взрослого.
Низший. Явно не откликается на эмоции, отраженные
в произведениях, если и возникают в процессе
их восприятия эмоции, то прямо не связанные с особенностями образов произведедений;
затрудняется передать выразительные образы как в речи, так и в движениях; не
понимает средства выразительности, используемые авторами произведений
для передачи эмоций.
Эмоциональное реагирование на мир природы:
Высокий. Адекватно воспринимает мир природы; ярко,
глубоко реагирует на его объекты и явления;
выразительно отражает образы природы, творчески используя речевые и неречевые к
средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику,
интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях.
Средний. Адекватно эмоционально реагирует на мир
природы; достаточно выразительно отражает образы природы в речи, движениях, но
уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образов природы
ограниченный набор речевых и неречевых средств, кратко «оречевляет» свои
эмоциональные переживания.
Низкий. Мир природы вызывает некоторые эмоции, но
эмоциональное реагирование неглубокое;
в речи и движениях отражает наиболее яркие образы природы, но творчества при
этом не проявляет; не понимает
средства выразительности, затрудняется в речевом выражении своих переживаний.
Низший. Явно не откликается на образы природы, если и
возникают в процессе восприятия природы эмоции, то прямо не связанные с
особенностями образов мира природы; затрудняется передать образы, как в речи,
так и в движениях; «не оречевляет» свои переживания.
Представления об эмоциональных состояниях:
Высокий. Имеет четкие, обобщенные, информативные
представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление,
сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного), понимает и объясняет причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных
переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и
рассказы взрослого.
Средний. Имеет общие представления об эмоциях и чувствах
(радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство
прекрасного); затрудняется в самостоятельном объяснении причин их
возникновения и приемов преодоления отрицательных переживаний; отвечая на
вопросы взрослого, приводит в качестве объяснения отдельные, не всегда
существенные, или утилитарные факты.
Низкий. Имеет общие представления об основных эмоциях
(радость, страх, гнев); не может объяснить
причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний или объясняет
неверно.
Низший. Не имеет осознанных представлений об
эмоциях.
Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и
общении:
Высокий. Постоянно учитывает в деятельности и общении
эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку,
помощь.
Средний. Может учитывать в деятельности и общении эмоции
других людей, инициировать их поддержку, помощь, если такие действия не
противоречат его собственным интересам.
Низкий. Редко ориентируется в деятельности и общении на
эмоции других людей, не инициирует их поддержку, помощь, но может
оказывать по предложению или вместе со взрослым.
Низший. Не ориентируется в деятельности и общении
на эмоции других людей, на предложения
взрослого оказать содействие, помощь чаще отказывается или действует формально.
|