Игра:
Высокий. Имеет устойчивые замыслы в игре,
творчески их развивает; обсуждает и реализует замыслы вместе с другими детьми;
сюжеты преимущественно имеют общественный характер или строятся по мотивам
литературных или иных сказочных образов; объединяет разные сюжеты в единый ход
игры; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры разнообразны; речь занимает
значительное место в игре; игровые действия осуществляет с разнообразными
предметами, широко использует предметы-заместители; реальные действия и
предметы заменяет слово - «играют в уме»; осознает необходимость соблюдения правил
и выполняет их; вступает в игровое общение, используя речь, мимику, жесты,
вежливо выражает просьбу, несогласие, выслушивает партнера, согласовывает с ним
действия, с помощью взрослого распределяет роли; готовит вместе со взрослым
условия для игровой деятельности, убирает игрушки и атрибуты после игры.
Средний. Замыслы в игре достаточно устойчивы,
проявляет творчество в игре; при обсуждении и реализации замыслов не всегда
учитывает интересы других детей, часто не может договориться с детьми без помощи
взрослого; сюжеты имеют как бытовой, так и общественный характер, при их
построении использует некоторые сказочные образы; роли, ролевое взаимодействие,
содержание игры недостаточно разнообразны;
речь используется в игре; игровые действия осуществляет с разнообразными
предметами, использует предметы-заместители; реальные действия и предметы может
заменять словом; осознает необходимость соблюдения правил и обычно исполняет
их; может нарушать правила при преобладании сильно выраженных собственных предпочтений
и интересов; испытывает трудности в распределении ролей; готовит вместе со взрослым
условия для игровой деятельности и убирает игрушки и атрибуты после игры.
Низкий. Замыслы в игре недостаточно устойчивы,
игровые проявления стереотипны; замыслы не всегда возникают до начала игры, как
правило, не обсуждаются с другими детьми; в совместной игре не учитывает
интересы других детей, часто не может договориться с детьми без помощи
взрослого; сюжеты имеют преимущественно бытовой характер, при их построении использует
некоторые сказочные образы; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры неразнообразны;
речь используется как вспомогательное игровое средство; игровые действия осуществляет
с предметами, редко использует предметы-заместители; реальные действия и предметы
редко заменяет словом; осознает необходимость соблюдения правил, но часто их
нарушает; не умеет распределять роли даже с помощью взрослого, настаивает на
своем, не ориентируется на интересы других детей; избегает участие в подготовке
игр.
Низший. Замыслы в игре неустойчивы, игровые
проявления стереотипны; замыслы возникают в процессе игры, а не до ее начала;
не может договориться с другими детьми без помощи взрослого; сюжеты однообразны,
имеют преимущественно бытовой характер, при их построении использует небольшое
количество отдельных сказочных образов или не использует совсем; роли, ролевое
взаимодействие, содержание игры однообразны; речь не занимает важного места в игре; игровые действия
осуществляет с предметами, редко использует предметы-заместители; реальные
действия и предметы редко заменяет словом; часто нарушает правила игры;
предпочитает одиночные игры, если и входит в игровые объединения, то не ориентируется
на интересы друг детей.
Рисование:
Высокий. С помощью взрослого анализирует образцы;
ориентируется в пространстве листа бумаги, выделяя центр, низ, верх, углы,
правую и левую стороны; передает в рисунке образы предметов, явлений действительности
и литературных произведений; освоил технические навыки (использует
разнообразные материалы, смешивает цвета на палитре, рисует акварелью и гуашью
по сухому и сырому листу, применяет способы наложения цветовых пятен), передает
в изображении отличия предметов по
цвету, форме, величине и иным признакам; изображает основные части и детали предметов, передает их своеобразие; передает
движения фигур; рисует с натуры простые предметы; рисует по представлению;
составляет узоры; расписывает силуэты и
объемные фигуры; рисует контур предмета простым карандашом, смешивает краски
для получения новых цветов и
оттенков, высветляет цвет, добавляя воду, подчиняя изобразительные средства замыслу; при рисовании карандашом
передает оттенки цвета, регулируя нажим карандаша, изображает
разнообразные сюжеты и предметы, создает замысел до начала рисования и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные
и выразительные средства; развернуто обозначает замысел в речи, осуществляет
развернутое речевое планирование деятельности; пользуются разнообразными приемами рисования, нетрадиционными техниками;
изображения реалистичны; передает в рисунке настроение; использует
композиционные возможности; выделяет передний и задний план, линейную
перспективу, передает движение; ярко проявляет творчество, развернуто комментирует свой рисунок;
рассматривает и эстетически оценивать работы, свои и сверстников; сам
организовывает свое рабочее место.
Средний. С помощью взрослого анализирует основные
характеристики образцов и ориентируется в пространстве листа бумаги, выделяя
центр, низ, верх, углы, правую и левую стороны; передает в рисунке образы
предметов, явлений действительности и литературных произведений; рисует по
представлению; составляет узоры; расписывает силуэты и объемные фигуры; рисует
контур предмета простым карандашом; смешивает краски для получения новых цветов
и оттенков, высветляет цвет,
добавляя воду, но зачастую не соотносит изобразительные и выразительные средства с замыслом, технические навыки
недостаточно сформированы; затрудняется в передаче реального сходства при
рисовании с натуры или передает по отдельным элементам, изображает разнообразные сюжеты и предметы, создает
замысел до начала рисования, однако не всегда
получает результат, соответствующий замыслу; выбирает соответствующие теме
рисунка изобразительные средства;
планирует основные этапы деятельности; пользуется основными приемами рисования; изображения достаточно
реалистичны, но затрудняется в целостной передаче реальных характеристик
объекта - объекты напоминают реальные отдельными признаками; рисунки
недостаточно выразительны, недостаточно выражают позицию автора; использует,
как правило, фризовую перспективу - внизу земля, вверху небо, между ними
объект, изображения статичны, движение передает в речи с использованием
комментариев, междометий или звукоподражания; в рисунке отражаются отдельные
творческие проявления, кратко комментирует готовый рисунок; рассматривает работы,
свои и сверстников, но затрудняется в эстетической оценке рисунков;
организовывает свое рабочее место с помощью взрослого.
Низкий. Затрудняется в анализе образцов и ориентировке на
листе бумаги - самостоятельно выделяет
лишь отдельные части; имеет в арсенале несколько несложных сюжетов и предметов,
которые постоянно изображает в виде
графических стереотипов; до начала изображения определяет не
замысел, а лишь тему рисунка в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по вопросам взрослого
может кратко определить отдельные ее
этапы; пользуется несколькими приемами рисования; изображения недостаточно
реалистичны; рисунки
невыразительны, не выражают позицию автора; использует, как правило, фризовую
перспективу - внизу земля, вверху небо, между ними объекты, изображения
статичны и, как правило, не связаны
друг с другом, затрудняется в комментировании рисунка, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится рассматривать
работы, свои и сверстников, может проявлять эпизодическую заинтересованность, затрудняется в эстетической оценке
рисунков, но может кратко ответить на наводящие вопросы взрослого.
Низший. Выделяет в образце отдельные стороны, по
вопросам взрослого и ориентировке на листе
бумаги - выделяет лишь отдельные части, создает стереотипные простые
изображения; тема рисунка
определяется в процессе рисования; изобразительные средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность; пользуется
стереотипными приемами рисования; изображения недостаточно реалистичны; рисунки
невыразительны, не выражают позицию автора; использует, как правило, фризовую перспективу — внизу земля,
вверху небо, между ними объекты; не может прокомментировать рисунок, лишь называет его отдельные элементы;
рисунки, свои и сверстников, не вызывают интереса, эстетическую оценку
рисунков не дает.
Лепка:
Высокий. Лепит с натуры простые предметы, животных;
сглаживает поверхность формы, делая ее устойчивой; лепит по представлению
персонажей литературных произведений; лепит мелкие детали, декорирует изображения
с помощью вспомогательных средств и дополнительных материалов; создает замысел до начала лепки и
реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; осуществляет развернутое речевое
планирование деятельности; пользуется
разнообразными приемами лепки;
технические навыки сформированы (создает скульптурные и рельефные изображения), передает характерную структуру и
пропорции объектов, характерные
движения фигур, достигает выразительности поз, создает сюжетные композиции; ярко проявляет творчество, развернуто
комментирует созданное изображение, творчески обыгрывает продукт лепки.
Средний. Лепит с натуры простые предметы, животных и лепит
по представлению персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность
формы, делая ее устойчивой, нуждается в помощи взрослого в выполнении
технических действий; создает замысел до начала лепки, однако не всегда получает результат, соответствующий
замыслу; выбирает соответствующие теме
лепки изобразительные средства; планирует основные этапы деятельности;
пользуется основными приемами лепки; изображения достаточно реалистичны, но затрудняется
в целостной передаче реальных характеристик объекта - объекты
напоминают реальные отдельными признаками;
передает общую структуру и пропорции объектов; изображения, как правило, статичны;
при создании сюжетных композиций
нуждается в помощи взрослого; изображения недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы
творчества в процессе лепки; кратко комментирует продукт лепки; схематично обыгрывает продукт
лепки.
Низкий. Совместно со взрослым лепит с натуры простые
предметы, животных; лепит простые объекты,
которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы; сглаживает поверхность
формы, делая ее устойчивой, имеет в арсенале несколько привычных тем лепки; до начала
изображения определяет не замысел, а лишь тему лепки в общем виде; изобразительные
средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по вопросам взрослого
может кратко определить
отдельные ее этапы; пользуется несколькими стереотипными приемами лепки; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны,
затрудняется в комментировании готового продукта лепки, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится
обыгрывать продукт лепки, с помощью взрослого может осуществить несколько
игровых действий.
Низший. Создает стереотипные изображения и преимущественно
в совместной со взрослым деятельности,
технические навыки не сформированы; тема лепки определяется в процессе самой деятельности; не планирует деятельность;
пользуется небольшим количеством стереотипных приемов лепки; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; не
может прокомментировать готовый
продукт лепки, лишь называет его отдельные элементы; не выполняет с ним игровых
действий.
Аппликация:
Высокий. Создает изображения по представлению и с натуры,
сюжетные композиции; составляет оригинальные
узоры и декоративные композиции из разнообразных форм, вырезая формы из бумаги разного качества с помощью техник симметричного,
силуэтного, ажурного, многослойного вырезывания; создает замысел до начала
аппликации и реализует его, выбирает соответствующие изобразительные и выразительные
средства; уверенно пользуется ножницам осуществляет
развернутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразный приемами аппликации, которые творчески сочетает,
нетрадиционными техниками; изображения
реалистичны; использует композиционные возможности; ярко проявляет
творчество, развернуто комментирует полученное изображение.
Средний. Создает изображения по представлению и с натуры,
при создании сюжетных композиций нуждается
в помощи взрослого; составляет узоры и декоративные композиции; создает замысел до начала аппликации, однако не всегда
получает результат, соответствующий замыслу; технические навыки вырезывания сформированы недостаточно, часто действует
неточно, неаккуратно; затрудняется в самостоятельном выборе соответствующих
теме аппликации изобразительных и
выразительных средств; планирует основные этапы деятельности; уверенно
пользуется ножницами; пользуется
основными приемами аппликации; изображения достаточно реалистично затрудняется
в целостной передаче реальных характеристик объекта - объекты, особенно при создании
изображений с натуры, напоминают реальные отдельными признаками; передает общую структуру и пропорции объектов, но
затрудняется в отображении индивидуального своеобразия объектов; изображения
недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе аппликации; кратко комментирует
полученное изображение.
Низкий. Имеет небольшой набор стереотипных изображений; до
начала изображения определяет не замысел, а лишь тему в общем виде;
изобразительные средства выбирает спонтанно; планирует
деятельность, по вопросам взрослого может кратко определить отдельные ее этапы;
пользуется несколькими стереотипными
приемами создания аппликации; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; затрудняется в комментировании
готового изображения; неуверенно
пользуется ножницами, технические навыки вырезывания не сформированы.
Низший. Создает стереотипные изображения; тема аппликации
определяется в процессе самой деятельности; не планирует деятельность;
пользуется небольшим количеством стереотипных приемов; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; не
может прокомментировать готовое изображение, лишь называет его отдельные
элементы; неуверенно пользуется ножницами;
технические навыки вырезывания не сформированы.
Конструирование:
Высокий. Осуществляет развернутое речевое планирование деятельности;
создает замысел начала деятельности
и реализует его, самостоятельно проводит анализ конструкции предмета, правильно выделяет его составные части и их
соотношение; ориентируется на схеме, плане, рисунке; находит творческие конструктивные решения, варьирует соединение
деталей, заменяет детали, в
конструировании соединяет разный конструктивный материал, а также игровой, природный, бросовый и пр.; ориентируется на наглядную
опору при создании конструкции; создает разные конструкции одного и того же предмета с учетом разных условий,
сюжетные композиции; создает
устойчивые и функциональные конструкции, обыгрывает их; в речи развернуто комментирует готовые конструкции; уверенно
пользуется ножницами, конструирует по схеме, по готовой выкройке; создает из бумаги объемные фигуры; делает игрушки,
сувениры из природного и бросового материала; в конструировании из бумаги
использует складывание листов разной формы в разных направлениях, а также отгибание, закручивание;
бережно относится к предметам и материалам; аккуратно выполняет задания.
Средний. Планирует основные этапы деятельности; создает
замысел до начала конструирования, однако не всегда получает
соответствующий результат, самостоятельно или по вопросам взрослого проводит
анализ основных элементов предмета и их соотношения; использует стандартные конструктивные решения, в конструировании
соединяет разный конструктивный материал, а также игровой, природный,
бросовый и пр.; с помощью взрослого ориентируется на схеме, плане, рисунке, ориентируется на наглядную
опору при создании конструкции; создает разные конструкции одного и того же предмета с учетом разных условий,
сюжетные композиции; создает
устойчивые и функциональные конструкции, обыгрывает их; в речи кратко
комментирует готовые конструкции;
конструирует по схеме, по готовой выкройке; создает из бумаги объемные фигуры; делает игрушки, сувениры из природного и
бросового материала; недостаточно бережно относится
к предметам и материалам; не всегда аккуратно выполняет задания.
Низкий. До начала деятельности самостоятельно определяет
тему конструирования в общем виде; по вопросам может кратко определить основные
этапы деятельности; результат конструирования может не соответствовать теме; с
помощью взрослого выделяет основные элементы предмета и их соотношение; использует небольшое количество стандартных
конструктивых решений; даже с помощью
взрослого затрудняется в ориентировке на схеме, плане, рисунке, выкройке; не ориентируется на наглядную опору при
создании конструкции; в создании конструкции не всегда учитывает условия, не создает или создает редко сюжетные
композиции; самостоятельно не
обыгрывает конструкции или обыгрывает схематично; конструкции нередко неустойчивы
и нефункциональны; затрудняется в комментировании готовых конструкций, нуждается
в наводящих вопросах взрослого; со
значительной помощью взрослого создает из бумаги объемные фигуры и делает игрушки, сувениры из природного
и бросового материала, недостаточно бережно относится к предметам и материалам;
неаккуратно выполняет задания.
Низший. До начала деятельности не определяет тему
конструирования, действует спонтанно; затрудняется в определении основных
этапов деятельности; по наводящим вопросам взрослого выделяет отдельные
элементы предмета, не понимает их соотношения; использует небольшое количество
стандартных конструктивных решений; даже с помощью взрослого затрудняется в
ориентировке на схеме, плане, рисунке, выкройке; не ориентируется на наглядную
опору при создании конструкции; в создании
конструкции не учитывает условия, не создает или создает редко сюжетные композиции; самостоятельно не
обыгрывает конструкции или обыгрывает схематично; конструкции нередко неустойчивы и
нефункциональны; даже при помощи взрослого затрудняется в комментировании готовой конструкции; со значительной
помощью взрослого создает из бумаги объемные фигуры и делает
игрушки, сувениры из природного и бросового материала; недостаточно бережно относится
к предметам и материалам; неаккуратно выполняет задания.
Труд:
Высокий. Проявляет интерес к труду, инициативен; стремится
к чистоте и порядку, испытывает
удовлетворение от хорошо выполненной работы; самостоятельно использует знакомые
приемы труда, преодолевает препятствия сам или с помощью взрослого; создает
условия для трудовой деятельности,
выполняет трудовые поручения; проявляет яркие эмоции в процессе труда, настойчиво
стремится трудиться вместе со взрослым, оказывая ему содействие, но может
трудиться и самостоятельно.
Средний. Проявляет интерес к труду; замечает нарушение
чистоты и порядка, испытывает удовлетворение
от хорошо выполненной работы; самостоятельно использует несложные прием труда,
препятствия преодолевает с помощью взрослого; создает отдельные условия для
трудовой деятельности; выполняет трудовые поручения, но не всегда доводит дело
до завершения; прeдпочитает
совместный со взрослым труд.
Низкий. Не проявляет выраженного интереса к труду; не
замечает нарушение чистоты и порядка,
демонстрирует результаты трудовых усилий взрослому; самостоятельно использует отдельные приемы труда, препятствия побуждают
отказаться от деятельности; условия для трудовой деятельности создает вместе со
взрослым; не всегда включается в выполнение трудовых поручений, наиболее
продуктивен в совместной со взрослым деятельности.
Низший. Не проявляет интереса к труду; не замечает
нарушение чистоты и порядка, безразличен
к достижению результата в труде; самостоятельно использует отдельные приемы
труда, часто неадекватные ситуации малоэффективны; препятствия побуждают
отказаться от деятельности; условия
для трудовой деятельности создает вместе со взрослым; не выполняет трудовые
поручения, в совместной со взрослым деятельности неинициативен, неактивен.
|