Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов
деятельности
для решения новых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и самим ребенком:
Высокий. Систематически применяет самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком,
при этом действует, определяя и сопоставляя свойства предметов и
материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы,
ориентируясь на их качества; применяет обследовательские
действия для выявления свойств и качеств предметов, использует движения рук по предмету для его обследования, а также
глазомер; в деятельности выделяется звено ориентировки.
Средний. Может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения
новых задач (проблем), поставленных взрослым, в отношении собственной деятельности
испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности.
Низкий. Самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем) применяет с помощью взрослого.
Низший. Не применяет самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения
новых задач (проблем), помощь взрослого существенно на данный процесс не
влияет.
Проблемность как
качество ума:
Высокий. Замечает несоответствия, противоречия в
окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить, в
исключительных случаях прибегает к помощи взрослого, например при недостатке информации описывает объекты с использованием
карт-моделей, классифицирует объекты по их свойствам, качествам и назначению,
сравнивает объекты по нескольким критериям:
по функции, свойствам, качествам, происхождению, объясняет некоторые
зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен
предмет, и функций предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд
человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделяет существенные
признаки, лежащие в основе родовых обобщений; определяет технологическую
цепочку создания некоторых предметов; самостоятельно устанавливает причинно-следственные
связи и объясняет их, более сложные - с помощью взрослого; использует систему
перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов.
Средний. Замечает некоторые несоответствия, противоречия в
окружающей действительности, попытки их самостоятельного разрешения
наблюдаются нечасто, как правило, прибегает к помощи взрослого; выделяет
существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений, устанавливает простые причинно-следственные связи
с помощью взрослого, объясняет знакомые
причинно-следственные связи; использует знакомые перцептивные действия, для
приведения их в соответствие с выделяемыми признаками объектов
нуждается в помощи взрослого.
Низкий. С помощью взрослого замечает некоторые
несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их
самостоятельного разрешения не наблюдаются или наблюдаются очень редко, помощь
взрослого в разрешении проблем принимает не всегда; с помощью взрослого
выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений и устанавливает
некоторые причинно-следственные связи, затрудняется в их объяснении; использует
отдельные знакомые перцептивные действия,
для приведения их в соответствие с выделяемыми признаками объектов нуждается в
помощи взрослого.
Низший. Не чувствителен к противоречиям, не принимает
помощи взрослого в их разрешении; затрудняется в выделении существенных
признаков, лежащих в основе родовых обобщений в установлении
причинно-следственных связей; перцептивные действия не сформированы или
использует отдельные простые малодифференцированые перцептивные действия.
Преобразование способов решения задач (проблем) в
зависимости от ситуации:
Высокий. Преобразует способы решения задач (проблем) в
зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное
экспериментирование.
Средний. При необходимости преобразует способы решения
задач (проблем) в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь
взрослого.
Низкий. С определяющей помощью взрослого преобразует
способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Низший. Не преобразует способы решения задач (проблем) в
зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на
данный процесс.
Способность предложить собственный замысел и воплотить
его в рисунке, постройке,
рассказе (оценивается отдельно в рисовании,
конструировании, речевом творчестве):
Высокий. Замысел развернуто формулирует до начала
деятельности, совершенствует его в процессе изображения, отбирает средства в
соответствии с замыслом, воплощает его в соответствии с содержанием запланированного.
Средний. Замысел кратко формулирует до начала
деятельности (указывает, что будет делать, но затрудняется содержательно
ответить, как будет делать), отбирает некоторые средства в соответствии с
замыслом, результат в целом соответствует замыслу.
Низкий. Замысел кратко формулирует до начала деятельности,
но чаще - в процессе ее выполнения, отбирает средства безотносительно
замыслу, при затруднениях меняет замысел, результат может не
соответствовать замыслу.
Низший. Замысел не формулирует до начала
деятельности, кратко называет в процессе ее выполнения или после получения результата; средства деятельности,
результат, как правило, с замыслом не соотносятся.
|