Педсовет-деловая игра может
использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или
за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать
регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи,
составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
Педсовет-конференция может
состоять из нескольких частей, например — из основного сообщения и диалога, который
организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем,
психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы
будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В
заключение принимаются соответствующие рекомендации.
Педсовет-круглый стол.
Для его подготовки руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения
вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе
воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться
с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило
при организации круглого стола — подготовленность и заинтересованность каждого
участника. Также важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего
направлять разговор в нужное русло.
Ситуативный педсовет заключается
в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее
подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному
на видеокамеру сюжету. Педсовет-дискуссия требует,
чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой
проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы, Например,
можно обсудить тему «Каким должен быть план воспитательно-образовательной работы
с детьми и каковы формы его написания?»
Педсовет-научно-практическую
конференцию можно подготовить и пронести, объединив усилия нескольких
ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки (там, где работает
наука). При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей
для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных
участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке
решений. Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно обрисовывает основные
положения обсуждаемой темы. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие
для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.
Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с
ответами на следующие вопросы:
чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;
какие уроки можно извлечь из полученного опыта?
Необходимо, чтобы все участники педсовета были активны,
высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы.
И перед руководителем всегда встает вопрос: «Как повлиять на отдельных пассивных
педагогов?»
Практика показала, что конечный результат любого методического
мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении
использовались разнообразные методы включения в активную работу. Их выбор должен
определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом
педагогов, состоянием учебно-воспитательного процесса.
Методы и формы активизации педагогов
Имитация конкретной ситуации.
Педагог должен уметь принять правильное решение в любой обстановке. Этот метод помогает
выбрать верный вариант из множества предложенных. А это возможно, лишь если глубоко
и всесторонне проанализировать события, сравнить их. Известны четыре вида конкретных
ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей
заинтересованности и активности воспитателей.
В ситуациях-иллюстрациях описываются простые
случаи из практики и сразу приводится решение.
Ситуации-упражнения требуют совершить некоторые
действия (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного
раздела Программы воспитания и обучения в детском саду и др.).
В ситуациях-оценках проблема уже решена, но
от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его.
Наиболее сложный метод активизации — это ситуации-проблемы,
где конкретный пример из практики подается как существующая проблема, которую надо
решить. В помощь воспитателям предлагается несколько вопросов, и тогда возникает
диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством
коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.
Диалог — это разговор двух и более людей, свободный обмен
мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы.
Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает
свою точку зрения.
Дискуссия — это рассмотрение, исследование, публичное обсуждение
какого-то спорного вопроса. Ее можно отнести к более мягким разновидностям спора,
при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среди разных
мнений. В дискуссии нужна не только критика, но и изложение своей позиции, путей
решения проблемы.
Обсуждение двух противоположных точек
зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну
и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение к ним и обосновать его.
Обучение практическим умениям.
Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов
можно его предложить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.
Имитации рабочего дня воспитателя.
Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи,
требующие решения, и предлагается за определенное время смоделировать свой рабочий
день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей,
анализирует удачи и называет недостатки.
Разгадывание педагогических
кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме,
развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми. Кроссворды
можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.
Работа с инструктивно-директивными
документами. Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или
иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений,
продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно,
а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.
Анализ высказываний детей, их
поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи,
подборки детских рисунков или поделок и т.д. Воспитатели знакомятся с материалом,
анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют
несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ним.
Игровое моделирование повышает
интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных
педагогических проблем. |