Цели педсовета:
активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
активизировать формы организации и проведения
педагогических советов в ДОУ;
проанализировать состояние экологического воспитания
детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном
направлении;
совершенствовать работу в детском саду по формированию у
дошкольников основ экологической культуры.
Подготовительная работа к педсовету
Для успешного проведения педагогического совета в
педагогическом коллективе формируются микрогруппы по два человека.
Каждой паре воспитателей заранее даются задания:
Творческие задания воспитателям для
практично-моделирующей части педсовета
1-й паре
педагогов. Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение
этого слова? Само слово «экология» образовано от греческого «экое» —
дом, «логос» — наука, т. е. экология в широком смысле этого слова — наука о
доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между
собой и с окружающей средой».
Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель
экологического воспитания детей дошкольного возраста? Сформулируйте свою цель
из приведенных вариантов:
Цель экологического воспитания — научить детей правильно
строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
Цель экологического воспитания дошкольников: научить
детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
Цель экологического воспитания дошкольников:
формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и
неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение В этот
период жизни.
Цель экологического воспитания: изучение детьми объектов
живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим
миром.
Цель экологического воспитания дошкольника: познание
живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе
правильных форм взаимодействия с ним.
2-й паре
педагогов. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы
экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии
детей...»
На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и
ответственность в экологическом воспитании детей — на педагоге-экологе, который
проводит занятия по экологии, или на воспитателе, который, не ограничиваясь
занятиями, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности
детей?
3-й паре педагогов. Как вы
думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального
отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических
знаний?
Попробуйте дать краткую характеристику предложенной вам программы
экологического воспитания дошкольников. Педагогам предлагаются программы по
темам:
— программа «Паутинка» для детей дошкольного возраста;
«Планета — наш дом»; Методика проведения занятий по основам экологии для
дошкольников и младших школьников «Наш дом — природа», «Юный эколог».
4-й паре педагогов. Вам
предлагаются диагностические карты знаний и умений детей «Экологическое
воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как вы будете диагностировать
следующие знания, умения и навыки детей:
Владение навыками экологически безопасного поведения в
природе.
Стремление к исследованию объектов природы, умение
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Умение проводить простейшие опыты, знание правил
безопасности.
5-й паре педагогов.
Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести
в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.
Попробуйте расставить по значимости принципы создания
экологической комнаты в ДОУ (на первое место поставьте самое актуальное, на ваш
взгляд, положение):
• Наличие как можно большего числа видов растений и животных. • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни,
раковины).
• Обеспечение комфортных условий для всех представителей
живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
• Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых
растений, отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных
видов животных, насекомых).
• Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами
живой природы.
• Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями
и животными.
• Обеспечение для детей возможности экспериментировать с
объектами неживой природы,
6-й паре
педагогов. Для бесед с детьми можно составить систему вопросов.
Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно
предложить детям следующий перечень вопросов:
Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на
участке.
Назови и покажи части деревьев.
Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
Как и откуда дерево получает питательные вещества?
Зачем дереву ствол, ветки, листья?
Чем дерево отличается от кустарника?
Какую пользу деревья приносят окружающей среде и
человеку?
Как человек помогает деревьям и кустарникам?
Для каких обитателей живого мира дерево является их домом? Как вы считаете, достаточно ли полным является этот
перечень вопросов? Что бы вы добавили или, наоборот, исключили?
Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по
темам «Овощи, фрукты и ягоды», «Дикие животные, «Домашние животные», «Времена
года».
7-й паре педагогов.
Попробуйте сформулировать для детей:
Правила безопасного поведения при наблюдении за животными
и растениями.
Правила безопасного труда в природе.
Правила безопасности при проведении опытов с природными
объектами.
Правила безопасности игры в природе.
8-й паре педагогов.
Изучите протокол обследования предметно-развивающей среды по экологическому
воспитанию. Все ли, по вашему мнению, проблемы экологического воспитания
детей вошли в вопросы контроля? Если это необходимо, добавьте свои предложения. Вопросы на контроле: Наличие достаточного количества растений в группе Ухоженный внешний вид растений Наличие инструментов для ухода за растениями: для
рыхления, мытья, полива Наличие паспорта каждого растения в группе Безопасность растений для детей Расположение растений с точки зрения удобства ухода за
ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных
кашпо, не заслоняют свет) Аквариум. Чистота аквариума. Достаточный объем для содержащихся в нем рыбок Недопущение совместного содержания в аквариуме разных
видов (рыбы и лягушки, рыбы и черепахи .черепахи и раки) Наличие необходимого инвентаря для уборки аквариума Клетки с птицами Чистота клеток, ежедневно сменяемая подстилка Достаточный объем клетки для содержащихся в ней птиц Недопущение совместного содержания в одной клетке
разных видов птиц Наличие необходимого инструментария для содержания
клеток в чистоте Ежедневно смениваемая вода и пища в клетках Клетки с животными.Чистота, ежедневно меняемая подстилка, уборка клетки Недопущение совместного содержания в одной клетке
разных видов животных Наличие подходящего рациона для животных, чистая вода и
свежая пища Наличие необходимого инструментария для содержания
клетки в чистоте Наличие методической литературы но уходу за животными и
растениями, по методике организации занятий с детьми
Наличие обучающих игр по экологии и наглядного материала Экологичность обстановки в группе с точки зрения
физического, эмоционального и психологического комфорта всех ее жителей
Организация и проведение
педсовета — деловой игры
Во вступительном слове руководителя ДОУ кратко говорится
об актуальности темы педсовета и объясняется, что такое деловая игра.
В состав экспертной комиссии входят заведующий,
методист, медсестра. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Педагогический совет проходит в два этапа:
практично-моделирующий;
практично-игровой.
Практично-моделирующий этап. На данном этапе слово по
очереди предлагается каждой паре педагогов. За их выступлениями внимательно
следит экспертная группа и оценивает выступление коллег. Если педагогами будут
предложены письменные варианты ответов на порученные задания, то экспертная
группа принимает их для дальнейшего обсуждения или составления программы мер
по совершенствованию экологического воспитания детей.
Практично-игровой этап педсовета
На втором этапе педсовета проводится деловая игра, которая состоит из трех частей. Каждый ее этап регламентирован. В конце
подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета (с учетом
первого этапа). В игре участвуют педагоги по парам, т. е. оценивается ответ
сразу двух человек (команды из двух человек).
1-я
часть. Разминка. Вопросы задают каждой паре по очереди
Что означает термин «экология»?
• Каковы основные проблемы экологии во всем мире и В
Нашей стране (родном городе, районе)?
• В чем основная сущность экологического воспитания детей?
Почему на ваш взгляд этим надо заниматься с дошкольного возраста?
• Каково влияние экологии на здоровье детей?
• В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного
отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как
воспитатель?
• Какова основная роль педагога в экологическом воспитании
дошкольников?
• В какой совместной деятельности с детьми вы можете
практически способствовать охране природы?
• Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с
родителями в нашем ДОУ?
• Перечислите классиков русской и зарубежной литературы,
воспевавших природу в своих произведениях.
• Перечислите известные вам пословицы и поговорки о
природе.
• Вспомните и кратко перечислите народные приметы о
природе.
• Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (каждый из
пары воспитателей).
Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.
2-я часть.
Решение педагогических ситуаций. Ситуации задаются всему
коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с
позиции именно этих людей. Эксперты оценивают более рациональное решение:
На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи
лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!»
Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:
«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает:
«Просто так...»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы
методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный
кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их
здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала
руку.
— Это что еще за капризы?! — вспыхнула
мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло
бросила; — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит
охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка
матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две
мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в
руках уже по большой охапке.
Как-вы думаете, дети просто непослушны или им никто не
говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в
душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с
детьми)?
3-я часть.
Экспресс-вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой
паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:
Зачем белке длинный и пушистый хвост?
Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
Во время листопада под осинами можно видеть много
опавших веток. Как объяснить это явление?
Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
Отчего кошка часто умывается, а собака — нет?
Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
Как летом без барометра можно узнать о приближении
ненастья?
Почему опадают листья?
Дым столбом какую погоду предвещает?
Лягушки расквакались к чему?
Подведение итогов игры.
Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета (выполнение домашнего
задания) и за вторую (игровую) часть отдельно. Затем подводится общий итог и
проводится награждение наиболее отличившихся пар — микрогрупп из двух человек.
Затем предлагается обсудить проект решения педсовета. Возможный проект решения педсовета:
Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с
природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.
Подготовить тематическую выставку для родителей о
природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.
Дополнить выставку для воспитателей:
плакатами по экологической тематики;
диапозитивами с изображением различных природных
явлений;,
диафильмами о жизни животных;
методической и познавательной литературой о природе,
экологической обстановке в родном городе, нашей стране, во всем мире.
4. Организовать уход за растениями в цветнике и огороде.
Заслушать отчеты воспитателей о проделанной работе в октябре.
5. Провести смотр-конкурс на лучшую постановку
экологического воспитания в группе.
6. Написать конспекты занятий с опытами, которые можно
провести на природе. |