Цели педсовета:
• активизация форм повышения квалификации педработников
дошкольного образовательного учреждения;
• в игровой форме анализ профессиональной компетентности
педработников в области русского устного и прикладного народного творчества,
обычаев и традиций древних славян.
В подготовительный период формируется аналитическая
группа из трех-четырех человек (администрации, старшего воспитателя,
методиста). Именно эта группа педагогов будет заниматься подготовкой педсовета
деловой игры и анализировать результаты в ходе ее проведения.
• Заранее необходимо ознакомиться со сценарием педагогического
совета, предугадать возможные трудности. На этом же этапе из числа всех
педработников ДОУ формируется несколько микрогрупп. Принцип формирования
микрогрупп — добровольный. Единственным условием может быть равное количество
педагогов в каждой микро-группе.
• Каждой микрогруппе заранее сообщается форма проведения
педсовета; проблемы, по которым будет проводиться опрос педагогов на каждом из
трех этапов деловой игры.
До начала педагогического совета необходимо подготовить
аудиторию, в которой свободно разместятся микрогруппы педагогов и аналитиков
(жюри деловой игры). Аналитической группе (ведущему деловой игры) необходимо
помнить, что на данном педагогическом совете не будет приниматься решение, а
будет определяться лучшая микрогруппа педагогов. Желательно заранее продумать
форму поощрения педагогов — победителей в игре. Ведущий должен вести деловую
игру, быстро, четко произнося вопросы и задания, следить за дисциплиной
педагогов. Аналитическая группа (жюри) следит за правильностью Ответов и
оценивать педагогов по следующим критериям в каждом туре (этапе) деловой игры:
5 баллов — полный, развернутый правильный ответ на
вопрос;
3 балла — ответ частично правильный, но неполный;
0 баллов — нет ответа на вопрос.
Аналитическая группа строго следит за ответами каждой
микрогруппы, анализирует и оценивает ответы, веде! учет баллов каждой
микрогруппы на всех этапах деловой игры.
В подготовительный период необходимо изготовить большой
картоннв1й кубик (ребро кубика до 50 см). Цвета сторон куба — красный, зеленый,
синий, желтый, оранжевый и белый. В каждом из двух первых туров цвета куба
будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как
серьезными, так и шуточными.
Описание педагогического совета —
интеллектуально-творческой игры
Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов.
первый этап — «Веселье земли русской»
второй этап — «О русских обычаях и традициях в шутку и
всерьез»;
третий этап — «Конкурс смекалистых».
Первый этап педсовета «Веселье земли
русской»
Для проведения первого этапа деловой игры (педагогического
совета) приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды
поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, По
которой и будет задан вопрос команде.
Предлагаются следующие темы:
народное декоративно-прикладное искусство (красный);
русская кухня (зеленый);
быт русского народа (синий);
русские народные праздники (желтый);
славянская мифология (оранжевый);
русские былины (белый).
Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз.
На обдумывание ответа дается не более 30 с. Вопросы, оставшиеся без правильного
ответа, будут предложены следующим командам, если им выпадет данный сектор.
Народное декоративно-прикладное
искусство
Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)
Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей
изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что
это? (Прялка)
На Руси был распространен берестяной промысел. Когда
мастера делали заготовку бересты?
период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
Что такое колт? (Височная подвеска)
Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу
меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы — украшения)
Эту игрушку делами из отходов дерева, ее не раскрашивали,
зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно.
Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)
Русская кухня
Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
Назовите самое главное угощение во время древнерусского
праздника Масленицы. (Блины)
Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из
трав с медом? (Сбитень)
На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать
пироги по домам. Что это означало?
(Приглашение на праздник)
Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
Какое
блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и
при варке)
Быт русского народа
Назовите самое распространенное на Руси осветительное
устройство. (Лучина)
Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)
Назовите русский сосуд для"1 питья
вкруговую. (Братина)
Чем определялась длина полотенца в русских семьях! (Количеством членов семьи и достатком)
Русский сосуд самобытной формы для питья, не
встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает
плывущую птицу. Назовите его.
(Ковш)
Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
Русские народные праздники
На каше праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
Назовите самый
короткий народный праздник. (Ночь
на Ивана Куполу)
Назовите время года, когда девушки праздновали свой
праздник. (Весна, зеленые святки)
Что за
обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого
снопа)
Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята
соревновались, кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет
длиннее)
Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд
наших предков? (Вокруг дуба)
Славянская мифология
Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)
Какой языческий праздник связала народная молва с
кошачьим аппетитом? (Масленица —
по поговорке «Не все коту масленица»)
Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю
молнии? (Перун)
Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка)
Когда, по
народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23
на 24 июня по старому стилю)
Какой из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог)
Русские былины
1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)
2. Кто
входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич,
Алеша Попович)
3.К кому перешел меч-кладенец Святогора? (К Илье Муромцу)
4.Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
5.Где произошла первая встреча Садко с морским царем? (На берегу Ильмень-озера)
6.Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
По окончании первого тура объявляется трехминутная пауза.
Жюри подводит итоги, а участники могут свободно обменяться мнениями между
собой.
Второй этап педсовета — «О русских
обычаях и традициях в шутку и всерьез
Для проведения второго этапа деловой игры используется
тот же кубик, только цвета сторон куба теперь определяют другую тематику.
Предлагаются следующие темы:
знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);
знатоки поэтических образов птиц (зеленый);
знатоки славянских месяцев (синий);
знатоки старинных слов (желтый);
знатоки славянского мира зверей (оранжевый);
знатоки русского музыкального мира (белый).
Так же как и в первом туре, каждая команда-участница
имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа отводится не более 30 с.
Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены следующим
командам, если им выпадет данный сектор.
Знатоки старинных монет и мер длины
Что
такое алтын? (Старинная русская медная монета в 3 копейки)
Что
такое вершок? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см)
Что
такое аршин? (Русская мера длины, равная 71 см)
Что
такое полтина? (Монета достоинством в 50 коп)
Что
такое грош? (Старинная денежная единица равная 0,5 копейки)
Что
такое сажень? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук
от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой)
Что
такое косая сажень? (Старинная мера длины, расстояние от
пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см)
Что
такое верета? (Русская мера длины, равная 500 саженям, или
1,066
км)
Что
такое полушка? (Старинная медная монета, равная 0,25 коп)
Что
такое десятина? (Русская единица земельной площади, равная
2400 кв. саженям или 1,09 га) И.
Что такое фунт? (Старая русская мера веса, равная
Что
такое пуд? (Русская мера веса равная, 40 фунтам или 16,38кг)
Знатоки поэтических образов птиц
Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине
весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)
Эта птица жила до трехсот лет и мог приносить живую и
мертвую воду. (Ворон)
В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня
и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах
домов. (Петух)
Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная
молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)
С древности эта птица стала символом гордости, могущества
и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на
земле в облике этой птицы. (Орел)
В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно
одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед
красной девицей. (Сокол)
Знатоки славянских месяцев
Как по-иному древние славяне именовали месяц Январь? (Просинец, зимеи)
Как по-иному древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей)
Как по-иному древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун)
Как по-иному древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень)
Как по-иному древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник)
Как по-иному древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень)
Как по-иному древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав)
Как по-иному древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник)
Как по-иному древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун)
Как по-иному древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник)
Как по-иному древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень)
Как по-иному древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий)
Знатоки старинных слов
Что означает старинное слово «тризна»? (Пир в память умершего)
Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун)
Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина)
Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь)
Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине)
Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года)
Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом)
Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов)
10. Что означает старинное слово «око»? (Глаз) П. Что означает старинное слово
«веверица»? (Белка) 12.
Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь)
Знатоки славянского мира зверей
По народным поверьям он — олицетворение темноты. В него
мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле.
Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и
действовал во многих русских сказках. (Волк)
По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в
дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних
лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов
— Белее. (Медведь)
Это животное считается спутником колдунов или колдуний,
однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень
смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка)
В древние времена, когда обожествлялись силы природы,
темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла
ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует
его «крыльями человека». (Конь)
Об этом своем верном друге наш народ сложил много
крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с
давних пор — его лютый враг.
(Пес, собака)
Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит
ее русский Народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок,
загадок придумал. (Лиса)
Знатоки русского музыкального мира
Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
Кто такой кощунник? (Певец мифов)
Как назывался у древних славян пир во время похоронного
обряда? (Тризна)
Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных
колоколах? (Звонарь)
Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)
Как называется самый популярный жанр русской народной
песни? (Частушка)
Назовите самый распространенный русский народный
инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)
В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет. (Балалайка)
По окончании второго тура вновь объявляется трехминутная
пауза. Жюри подводит итоги, а участники могут свободно обменяться мнениями
между собой.
Третий этап педсовета — «Конкурс
смекалистых»
Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь педагогам
необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Ведущий в быстром темпе
задает вопросы по очереди каждой команде. Игроки каждой команды (микрогруппы
педагогов) должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Надо
помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть
шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 с не дает правильного ответа,
ход переходит к следующей команде. Ведущий следит за тем, чтобы каждой команде
было задано равное количество экспресс-вопросов. Ведущий должен определить по
общему затраченному времени на педсовет — деловую игру и определиться с
количеством задаваемых вопросов. Важно, чтобы деловая игра не превратилась в
некое подобие экзамена, общее время на данный педсовет не должно превышать 1 ч
30 мин — 1 ч 45 мин. Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры...
1.Общее
между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (Трубка)
2.Сплюснутый квадрат. (Ромб)
3.Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем)
4.Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш)
5.Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ)
6.Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)
7.Конструктор первого летательного аппарата на планете, он
же отец первого летчика. (Дедал)
8.Получеловек, полулошадь. (Кентавр)
9.Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка)
10.Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген)
11.Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)
12.Русский государь, в чье правление у нас появились
салфетки за обеденным столом.
(Петр I)
13.Имя героя в комедии Бомарше, ставшее синонимом
расторопного слуги. (Фигаро)
14.Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску)
15.Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)
16.В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)
17.Какая река самая «страшная»? (Река Тигр)
18.Какой месяц короче всех? (Май т три буквы)
19.Где край
света? (Там, где начинается тень)
20.Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
21.Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)
22.Что у человека под ногами, когда он вдет по мосту? (Подошва обуви)
23.Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
24.Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить)
25.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
26.Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)
27.Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
28.Как можно поместить 2 л молока в литровую банку? (Надо из молока^ сварить сгущенку)
29.Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то
сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)
30. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
31.Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в
этом нет нужды? (Якорь)
32.Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла
триста метров. Как ей это удалось?
(Веревка не была ни к чему привязана)
33.Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и
том же углу? (Почтовая марка)
34.Можно ли
зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а
спичку держать ниже стакана)
35. Как может брошенное яйцо пролететь 3 м и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно
пролетит целым) По окончании третьего тура вновь объявляется техническая пауза для
подведения общих итогов интеллектуально-творческой игры. Общие итоги педсовета
деловой игры подводит руководитель ДОУ. Команда (микрогруппа
педагогов)-победительница награждается призами. |