Общие требования к образовательным программам дошкольных
образовательных учреждений Российской Федерации приведены в методическом письме
Министерства образования РФ от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по
экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Российской Федерации»:
Образовательные программы ДОУ должны соответствовать
Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном
образовательном учреждении.
В программах должен соблюдаться светский характер
образования.
Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Содержание комплексной образовательной программы должно
быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем
соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной
программы должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами
естественнонаучных знаний, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Программы должны быть направлены на:
развитие любознательности как основы познавательной активности
у дошкольника;
развитие способностей ребенка;
формирование творческого воображения;
развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, их физическое развитие;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;,
интеллектуальное развитие ребенка;
создание условий для развития личности ребенка, его
творческих способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской
жизни в трех формах:
занятия как специально организованная форма обучения;
нерегламентированные виды деятельности;
свободное время, предусмотренное для ребенка в детском
саду в течение дня.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание
индивидуальной и совместной деятельности детей. Они должны строиться с учетом
специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирование,
изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность и др.).
Программы должны предусматривать возможность реализации
индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей;
учитывать их возрастные особенности.
Программы должны включать описание организации
развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на
ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Указанным методическим письмом предъявляются также
следующие требования к сочетанию программ, реализуемых в дошкольном
образовательном учреждении:
1. Парциальные программы, используемые в педагогическом
процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять
друг друга.
Используемые в педагогическом процессе вариативные программы
должны строиться на единых принципах (концепции).
При использовании парциальной программы вместо
соответствующего раздела комплексной программы не допускается дублирование
содержания, противоречие в основных принципах (концепциях) данных программ.
Набор программ, используемых в педагогическом процессе,
должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.
Дополнительные требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дошкольных образовательных учреждений представлены в
«Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей» (письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. №
28-02-484/16). Согласно этому документу, содержание образовательных программ
должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
определенному уровню образования (дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего);
направленности дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической,
военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической,
естественнонаучной и
др.);
современным образовательным технологиям, которые
отражены в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность); формах и методах обучения (активные методы дистанционного
обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии,
походы и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень
необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение
обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть
направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка,
ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с
семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ
должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Эти программы должны
включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку,
учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы, список литературы.
1. Титульный лист включает:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена программа;
название дополнительной образовательной программы;
возраст детей, на который рассчитана программа;
срок реализации программы;
Ф. И. О. и должность автора (авторов);
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
Пояснительная записка раскрывает:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи программы;
отличительные особенности данной программы от уже
существующих;
возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
сроки реализации (продолжительность образовательного
процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации программы (выставки,
фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические виды занятий.
Содержание дополнительной образовательной программы
раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы включает в себя описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу
(игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
приемов и методов организации учебно-воспитательного
процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Региональные (местные) органы управления образованием
могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
Дополнительные региональные требования не должны
провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, вызывать их
переутомление и дезадаптацию.
С учетом социально-демографических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, региональные
требования могут определять:
приоритетные направления образовательных программ на
основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного
возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной,
военной зоны, университетского городка и пр.;
проведение оздоровительных мероприятий и режимных
моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния
экологической обстановки, здоровья населения;
отбор произведений национальных (местных) писателей,
поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и
народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;
обучение национальному языку, знакомство с национальными
культурными традициями.
|