Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе
вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в
этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту
поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и
владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы
подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту
ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического
воспитания и развития эстетической культуры личности является
использование народного искусства в педагогической работе с детьми,
это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и
отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития
ребенка.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально
воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие
красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и
бережное отношение к искусству.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир
ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью,
воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается
как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи,
памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если
скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют
свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и
навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же,
как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать
прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или
аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к
усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с
игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым
действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у
детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и
сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с
окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной
литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и
социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.
Творческое созидание – это проявление продуктивной активности
человеческого сознания.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей
композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к
умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать
их на подставке.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в
детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие
другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных
основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус,
чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей
отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской
руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший
интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для
лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в
современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и
сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко
приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним
доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали
современное название - "Тестопластика”.
Программа кружка «Пышка» основана на интеграции
художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной,
театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с
классическим и народным искусством (Приложение 1).
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию
творческого воображения положено начало именно в дошкольном
возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать
его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие,
усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное
положительное отношение к миропониманию.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение
извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто
техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая
художественную выразительность изделий, техническая простота этих
приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с
различными материалами и разнообразными способами их декорирования.
Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям
дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество
детей, сделать его более интересным и увлекательным (Приложение 2).
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно
подчеркивала в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование
народного искусства в детском саду никогда не было только случайным
побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с
педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики,
практической реализации которых во многом способствовало народное
искусство.
Так же, важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в
эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные
искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества
(Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.).
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями
народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о
Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств,
приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в
педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов,
М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.
Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет
ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность,
коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с
окружающей жизнью.
Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой
Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б.
Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и различные дополнительные источники:
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова.
Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007
г., способствующие широкому раскрытию изучаемой темы.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:
Цели:
1) образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной
игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление
со скульптурой.
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через
развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение
планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие
личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение
ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное
творчество
- информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к
изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам
глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
- регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность приобщить к уважению
выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности,
приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о народных промыслах
- ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
- овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об
окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с
усложнениями
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
- активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
- стремление к поиску, самостоятельности
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
- самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному
искусству – лепка из теста народных игрушек, скульптур по
декоративно-прикладному искусству – лепка из теста народных игрушек,
скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:
2 младшая группа:
- отделять от большого куска небольшие комочки
- раскатывать комок теста прямыми движениями;
- раскатывать комок теста круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок теста;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывание краев формы кончиками пальцев.
Средняя группа:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Старшая группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- лепка из целого куска;
- сглаживание поверхности формы;
- устойчивость изделия;
- выразительность образа;
- динамика движения;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- роспись;
- налепы;
- углубленный рельеф;
- использование стеки.
Подготовительная группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- поза;
- пропорции;
- разные способы лепки;
- сплющивание;
- защипывание, соединение краев теста;
- оттягивание;
- сглаживание;
- вдавливание;
- прижимание;
- примазывание;
- раскатывание;
- мелкие налепы;
- устойчивость;
- рельеф;
- роспись;
- использование стеки.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3 раза в год.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем
первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по
подгруппам.
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению
в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового
компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана,
национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического
компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы)
учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области –
декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания
образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных
способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта
разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее
теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной
программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта
двигательной, художественной, коммуникативной деятельности. Базовый
компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение
образовательной программы.
Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом
плане, как выделение соответствующего времени на включение
специфического содержания образования, связанного со спецификой региона
и с тем, что МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино»
г.Охи участвует в формировании концепции национально-регионального
компонента (НРК) образования в Сахалинской области.
Вариативный компонент позволяет реализовать на практике вариативное
образование с учётом запросов родителей (налогоплательщиков) на
образовательные услуги. Внутриучрежденческий компонент предполагает
выделение часов на занятия по выбору учреждения (согласно Плану работы
МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино») и занятия по
выбору воспитанников, позволяющих выстраивать индивидуальные
образовательные траектории с разными интересами и запросами в рамках
одной учебной группы.
Учебно-тематический план состоит из четырех частей:
- учебно-тематический план первого года обучения;
- учебно-тематический план второго года обучения;
- учебно-тематический план третьего года обучения.
- учебно-тематический план четвертого года обучения.
Установленное количество учебных часов первого года обучения: 18 часов.
Установленное количество учебных часов второго года обучения: 24 часа.
Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов.
Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 36 часов. |