"Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку”
А.И. Буренина
Музыка и движение – трудно назвать
более универсальное средство эстетического и
нравственного воспитания ребёнка. Движение
облегчает восприятие и запоминание музыки, а
музыка помогает запомнить движение. Всё это
постепенно воспитывает у детей любовь к музыке,
чувство ритма, музыкальную память, развивает
эстетический вкус.
В каждом виде исполнительства дети
выполняют посильные самостоятельные и
творческие задания, которые способствуют
развитию их воображению, фантазии, уверенности в
себе, в своих силах.
Основными задачами моей работы
являются:
- увлечь, заинтересовать музыкой;
- воспитывать у ребёнка начало музыкальной
культуры;
- дать необходимые двигательные навыки;
- дать возможность почувствовать радость от
ощущения своего тела;
- способствовать гармоничному развитию души и
тела ребёнка;
- развивать музыкальные и творческие способности
детей с учетом возможностей каждого ребёнка по
средствам музыкально – ритмических движений;
- способствовать общему развитию детей.
Не все дети дошкольного возраста
владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его
слушается, а навыки приходят постепенно.
Владение своим телом, осознанное движение
позволит глубже воспринимать музыку и более
ярко, выразительно передавать его эмоциональное
состояние, которое она вызывает у детей.
Подбор музыки из числа не сложных, но
высокохудожественных этюдов и пьес,
органическая связь их с движением, определяется
тем, что каждое упражнение сочиняется на
специально выбранный для него этюд или отрывок –
всё это делает музыку одним из важных слагаемых.
В своей работе я использую этюды
Алексеевой Л.Н., которые как раз являют собой
пример "органической связи музыки и движения”,
адекватного "перевода” языка звуков на язык
движения.
Считаю совершенно необходимым
подчинить все переходы движений в
гимнастическом этюде всем мелодическим и
ритмическим вариациям избранной музыки – это
необходимо для того, чтобы ритмические
упражнения давали художественное
удовлетворение занимающимся.
Для создания атмосферы увлеченности
на занятиях я использую разговорно – игровой
метод, который позволяет естественному
проникновению ребёнка в художественный замысел,
настраивает его на эмоциональное освоение
движения и помогает ему скоординировать
движения своего тела с музыкальным и речевым
текстом. Выразительная разговорная речь, будучи
очень тесно связанной с движением и с
музыкальной интонацией, оказывается тем самым
мостиком, который накрепко связывает движение и
музыку.
Я убеждена, что даже самые лёгкие
начальные упражнения и этюды должны
представлять собой и восприниматься ребёнком,
как законченный "художественно-смысловой
образ”, а не простое механическое "сцепление”
различных движений, которые он бездумно
повторяет.
Конечно, характер занятий, как и
характер и направленность упражнений и этюдов,
зависит от возраста детей и от степени
постижения ими музыки и движения.
Во-первых, подбор упражнений,
гармонически развивающихся детей, т.е.
равномерно и соразмерно "прорабатывающих” всё
их тело.
Во – вторых, детей с самых первых
занятий, приучаю к выполнению упражнений в
"естественной форме движения”.
В-третьих, большое внимание обращаю на
эмоциональную насыщенность занятий, которая
достигается, а это значит как особой подачей
упражнений, так и методом проведения занятий.
Используя обычные упражнения
общеразвивающего характера, превращаю их в
законченные, органически сочетающиеся с музыкой
этюды различной трудности, которые сами по себе
дают художественную радость и удовольствие.
Учитывая все выше сказанное, я
разработала тематический план кружковой работы
с детьми старшего дошкольного возраста.
Положительными результатами работы считаю
ежегодное участие детей кружка в городских
фестивалях детского творчества "Семицветик”,
"Полярная звездочка”.
Тематический план занятий кружка
"Весёлый каблучок”
Старшая группа
№ |
месяц |
Виды
деятельности |
Задачи |
Репертуар |
1. |
Сентябрь – октябрь |
- Вводные упражнения: ходьба, бег.
2. Прыжковые движения: подскоки, прямой галоп.
3. Упражнения на построения и перестроения
4. Имитационные движения
5. Музыкальная игра |
Координация движения рук и
ног.
Уметь согласовывать свои движения с
музыкой, передавать динамические оттенки.
Координация движений, ориентировка в
пространстве.
Выполнять имитационные движения,
передавая игровой образ.
Развитие творческого воображения,
эмоциональности. |
Марш Ф. Шуберт
"Игра в жмурки” Р. Шуман
"Цирковые лошадки”
"Юмореска” А. Дворжак
"Стирка”
"Тучи, молния, гром”
"Ворон” (п. и. п.)
|
2. |
Ноябрь |
1. Вводные упражнения: ходьба с
остановкой, приставным шагом, на пятках и носках. 2.
Плясовые движения: хороводный, дробный шаг.
3. Имитационные движения (рече-двигательные
упражнения)
4. Танцевальные движения: дробный шаг,
переменный шаг с полуприседом.
5. Музыкальная игра. |
Развитие слухового внимания,
координации движений; различать динамические
оттенки музыки
Выполнять различные плясовые
движения.
Выполнять имитационные движения,
передавая игровой образ; развитие
эмоциональности.
Упражнять в плясовых движениях.
Развитие творческого воображения. |
"Пойду ль я, выйду ль я”
(р.н.м.)
Ф. Шуберт "Экасез”
"Волынка” И.С. Баха
"Возле речки, возле моста” (р.н.м.)
"Колоть дрова”
"Ветер, дождь, пузыри” (без муз.)
Р. Рустамова "Под яблонькой” |
3. |
Декабрь – январь |
1. Ходьба вперед, назад, с высоким
подниманием колен. 2. Плясовые движения.
3. Пальчиковые игры "Танцы рук”
4. Пластические этюды "Ночное небо и звезды”
5. Массажная игра. |
Учиться различать громкую и
тихую музыку; развивать умение переключаться с
одного вида движения на другой; учиться
различать характер музыки.
Придумать пляску, комбинируя знакомые
плясовые движения.
Развитие мелкой моторики,
переключение с одного вида деятельности на
другой.
Развитие творческой фантазии.
Расслабление мышц рук и ног. |
Марш М. Робер
Н. Римский-Корсаков "Золотой петушок”
(фрагмент)
"Плясовая” А. Лядов
"Веселые дети”
"Пять обезьянок”
"Улитка”
песня без слов. Муз. Ф. Мендельсен.
"Зайкин огород” |
4. |
Февраль – март |
1. Ходьба с ускорением и замедлением
темпа. 2. Упражнения с предметами (мячом,
перекатывание мяча).
3. Музыкально-ритмичные композиции.
4. Пантомима.
5. Игра со словами. |
Те же
Развитие у детей внимания, слушать
музыку.
Развитие образного мышления,
выразительности движений; формирование навыков
кружения на месте на носках, способности к
импровизации.
Развитие творческого воображения,
пластики движений, эмоциональности;
согласование движений с темпом. |
Те же
Музыкально-ритмичные задания
"Мячик”,
"Волшебный цветок”
"Пирожки”
"Анко – дранко” |
5. |
Апрель – май |
1. Ходьба под музыку в заданном темпе;
смена ходьбы при смене темпа музыки. 2.
Музыкально – ритмичные композиции
3. Упражнения на развитие мышц рук и ног
(ритмо-речевые упражнения)
4. Танцы в стиле "Мюзикл”
5. Сюжетные танцы. |
Развитие чувства
музыкального темпа.
Развитие музыкальности, способности к
импровизации, мягкости и плавности движений.
Отработка правильного дыхания,
различные музыкальные фразы и их выполнение,
плавный подъем рук. Развитие чувства ритма,
слуха, речи.
Развитие эмоциональности, отработка
элементов парного танца |
Праздничные вечера,
развлечения.
Упражнения с цветами Г. Гладкова
"Кот-царапка” Боромыковой
"Добрая фея”
"Плавный подъем рук”
"Ветер и эхо” сл. Пляцковского
"Трик – трак” (рус. фольклор)
"Смехота”
"Солнечный зайчик” муз. Равоса и
Нилссон |
Тематический план занятий кружка
"Весёлый каблучок”
Подготовительная группа
№ |
месяц |
Виды
деятельности |
Задачи |
Репертуар |
1. |
Сентябрь |
1. Ходьба (бодрый шаг, спокойный; высокий
шаг, шаг на носках, пружинистый) 2. Пальчиковая
разминка "Танцы рук”
3. Музыкально-ритмичные композиции
4. Музыкальная игра. |
Координация движений,
ориентировка в пространстве относительно друг
друга.
Развитие мелкой моторики.
Формирование навыков ходьбы,
исполнение ритмичных подскоков, развитие
чувства ритма, координации движений.
Развитие танцевального творчества,
импровизация внимания. |
Марш "Вместе весело шагать”
В. Шаинский
"Грустная песенка” П. Чайковский
"Домовой”, "Круглый кот”,
"Лисичка-сестричка”
Марш "Вместе весело шагать” В.
Шаинский
"Запрещенное движение” |
2. |
Октябрь |
1.Упражнения (основные, шаг,
бег, подскоки)
2. Музыкально-ритмичные композиции.
3. Музыкальные и пластические этюды.
4. Музыкальная игра |
Научиться
переключаться с одного ритма в другой.
Развитие музыкальности, умение
координировать свои движения с музыкой; развитие
чувства ритма, внимания, памяти.
Развитие творческого воображения,
фантазии; самостоятельно создавать пластический
образ.
Развитие музыкального слуха,
выразительных движений, творческого
воображения. |
Марш "Щелкунчик”
Бег "Счастливое детство”
Марш "Утки”, "Скакалка”
"Цыплята” (азербайджанская народная
песня)
"Красная шапочка” муз. А. Рыбникова
"Цветы спят” муз. Григ (Песня
Сольвейг)
"Козочки и волк” (программа Буренина)
муз. из к/ф "Звуки музыки”. |
3. |
Ноябрь |
1. Музыкальные движения,
упражнения. 2. Образные упражнения под слово
(поговорки)
3. Музыкально-ритмичные композиции
4. Сюжетные танцы
5. Музыкальная игра |
Развитие общей моторики,
координация движений рук и ног.
Развитие творческого воображения;
развитие эмоциональности.
Развитие чувства ритма, координации
движений, памяти, внимания; развитие способности
к импровизации.
Научиться передавать характер музыки,
двигаться легко, изящно, менять направление
движений под музыкальные фразы.
Научиться согласовывать свои движения
с характером музыки. |
"Часы”
"Мы петрушки”
"Маляры”, "Кошка”, "Качели”,
"Сапожок”
"Кот Леопольд” муз. Б. Савельева
"Три поросенка” Н. Ефремова
"Ни кола, ни двора”
Танец "Осенних листочков” муз. из к/ф
"Щербургские зонтики”.
"Игра с султанами”
"Во саду ли в огороде” обр. Н.
Римского-Корсокого
русский народный танец "Барыня” |
4. |
Декабрь |
1. Упражнения на
построение в шеренгу, колону.
2. Рече-двигательные упражнения
3. Музыкально-ритмичные композиции
4. Танцевальная импровизация
5. Музыкальная игра |
Научиться изменять свои
движения, согласуя их с формой музыкального
произведения; переключаться с одного вида
движений на другой.
Движение группой в заданном темпе;
сопровождение движений вперед жестами и звуками;
координация движений.
Развитие выразительных движений,
формирование навыков кружения на подскоках,
развитие памяти и внимания.
Развитие танцевального творчества
Согласовывать движения с музыкой |
"Шествие кузнечиков”
С. Прокофьев
Экосез № 2
Ф. Шуберт
"Острова”
"Обезьянки”
"Мячик” муз. М. Минкова
"Снежинки” муз. Шопена (ноктюрн)
"Мячики и дети”
"Полька” Глинка |
5. |
Январь |
1. Упражнения на
построение и перестроение
2. Музыкально-ритмичные упражнения с
перестроением
3. Сюжетно-образные движения, имитация
4. Танец сюжетный.
5. Хороводная игра |
Свободно ориентироваться в
пространстве; перестраиваться из положения
"врассыпную” в круг.
Тренировка направленности слуха,
чувства ритма, координации движений рук и ног.
Развитие образности мышления,
эмоциональности.
Научиться передавать ритм музыки
хлопками, согласовывая свои движения рук и ног.
Развитие сообразительности,
согласовывая свои движения с движениями
партнеров, пением. |
"К нам приходит Новый Год” В.
Перчик
"Кто живет в лесу” муз. И. Манукян.
"Хлопушки”
Н. Кизевальтер
"Метелица” |
6. |
февраль |
1. Комплекс гимнастических
упражнений 2. Упражнения с предметами (с мячами,
с флажками)
3. Музыкально-ритмичные композиции.
4. Игры и хороводы. |
Развитие ритмичности,
точности движений.
Развитие мелкой моторики,
эмоциональности.
Развитие выразительных движений,
творческого воображения, способности к
импровизации, быстроты реакции, координации
движений.
Свободно ориентироваться в
пространстве; передавать в связи с музыкой
игровые образы; заканчивать движения с
окончанием музыки. |
Муз. Ф Шуберта
"Марш”, "Вальс”
Экосез №3, №4
Упражнения с мячами
"Как у наших у ворот” (р/н песня)
"Вальс” Глинки
Свиридов "Военный марш”
"Кукляндия” муз. П. Овсянникова
"Мячик” муз. М. Минкова.
"Мы военные” Л. Сидельникова
хоровод "В лесу” |
|
|
5. Музыкальная игра. |
Развитие устойчивости
внимания |
"Запрещенное движение” |
7. |
Март |
1. Упражнения (основные плясовые с
элементами народных плясок). 2. Перестроения на
основе танцевальных композиций (змейка,
воротики, спираль).
3. Пляска – игра.
Парный танец.
4. Танец тройками.
5. Упражнения на расслабление. |
Передавать в пластике
музыкальный образ.
Развитие умения ориентироваться в
пространстве.
Научиться различать две
разнохарактерные части песни.
Разучивание. Развитие чувства ритма,
координации движений, внимания, памяти.
Расслабление мышц рук и плечевого
пояса по контрасту с напряжением. |
"Полька” (хорв. н. м.)
"Гопак” (укр. н. м.)
"Русская плясовая” В. Золотарева.
Русские народные песни "У нас в
округе”, "Милый мой хоровод”.
"Приглашение”
"Гречаныки” (укр н. п.)
"Кадриль”
Упражнения: "Силачи”, "Пушинки” |
8. |
Апрель |
1. Упражнения основные, элементы
плясок. 2. Музыкально-ритмичные упражнения.
3. Имитационные движения.
4. Танец тройками.
5. Расслабление. |
Те же
Умение быстро перестраиваться в
пространстве, развитие чувства ритма, быстроты
реакции.
Развитие эмоциональности,
раскрепощение мышц, развитие мелкой моторики.
Закрепление танцевальных композиций.
Полное расслабление мышц тела по
контрасту с напряжением. |
Те же
"Полька” муз. Арскос (болгар. пляс.
мелодия)
"Лошадка”, "Жуки”, "Аист”,
"Лягушка”.
"Кадриль”
"Отдых в тени”
"Загораем” |
9. |
Май |
1. Музыкально-ритмичные
композиции. 2. Рече-двигательные упражнения.
3. Музыкально-пластические этюды
4. Танцы сидя.
5. Танец игра. |
Повторение разученных
танцев, композиций.
Сопровождение речевого упражнения
жестами и звуками
Развитие фантазии, мышления
Развитие координации движения рук и
ног.
Развитие чувства ритма, ориентировки в
пространстве, коммуникативных качеств,
способности к импровизации |
"Кукляндия”
"Танец с султанчиками”
"Три поросенка”
"Вот взяла лисичка скрипку”
"Два дружка – два петушка”
"Клоуны”
муз. Конкан
"Дам доди”
"Найди себе пару”
муз М. Спадавеккла
"Добрый жук” |
|