Существующее сегодня образование не всегда
способно решить задачу обеспечения целостного
саморазвития человека. Традиционное образование
продолжает оставаться односторонним,
направленным на накопление знаний, в то время как
мир нуждается в человеке не только знающем, но и
понимающем себя и общество в их целостности и
совокупности всех связей и отношений, умеющем
"человекообразно” вписаться в культуру, в
сложный окружающий мир. Сегодня необходимо такое
образование, которое востребует человеческую
целостность, проявляющуюся в способности
личности "быть человеком”, предполагает
творческое и диалогическое соавторство педагога
и воспитанника.
В каждом возрасте человеку должна быть
предоставлена возможность овладения опытом
организации собственного внутреннего мира,
опытом свободного и ответственного выбора
ценности, поступка, решения; самооценивания и
рефлексии; самостроительства и самореализации.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии
личности, период начальной социализации ребенка,
приобщения его к миру культуры, общечеловеческим
ценностям, время установления начальных
отношений с ведущими сферами бытия – миром
людей, миром предметов, миром природы и
собственным внутренним миром.
К сожалению, многие педагоги дошкольных
учреждений все еще допускают ошибку,
предполагая, что ребенок с самого начала должен
приспособиться к социальным условиям взрослого
мира. Однако, психологи давно доказали, что это
невозможно, так как ребенок обладает иными
возможностями, чем взрослый и поэтому он не может
приспособиться к социальной жизни, не получив
для этого никакой непосредственной подготовки. В
этой связи взрослый, не понимая закономерности
развития субъективной реальности ребенка, часто
вынужден прибегать к средствам принуждения,
которые в свою очередь, вызывают сопротивление
ребенка и вредят его развитию, раскрытию в
максимальной степени его личностного
потенциала.
В программе "Формирование рефлексивных
навыков у детей старшего дошкольного возраста”
представлена возможность совместного
проживания и установления жизненного сообщества
свободных, равных отношений детей друг с другом и
со взрослыми. Педагог выстраивает свою
деятельность на основе диалогичного общения.
Дети, совместно с педагогом, учатся проявлять
интерес к нравственному, духовному и душевному
миру людей, его обогащению; изучают возможности и
механизмы развития внутреннего мира человека;
учатся оценивать поступки с позиции их
позитивного влияния на кого-либо или на что-либо;
понимать другие точки зрения, разрешать
конфликты с позиции ненасилия, общаться с
позиции равноправия между людьми, идти на
компромисс. Педагог воспринимает себя как часть
детского коллектива и учится вместе с
воспитанниками, что способствует установлению
естественных доверительных отношений.
Сегодня, в дошкольных образовательных
учреждениях Российской Федерации реализуются
различные образовательные программы, которые
подразделяются на основные и дополнительные.
Трудности в работе работников дошкольных
учреждений вызваны тем, что не всегда
разработанные программы снабжены методическими
материалами. Перспективные идеи могут быть
реализованы, если педагогам известен ключ новой
технологии. В противном случае они работают, как
умеют, а не получив положительного результата, на
который они рассчитывали, быстро теряют интерес
к новой программе. Некоторые программы написаны
наукообразно, язык труден и не воспринимается
практическими работниками дошкольных
учреждений. Часто отсутствует преемственность
со школой в содержании и методах работы.
Программа "Формирование рефлексивных навыков
у детей старшего дошкольного возраста” была
разработана как дополнение к уже реализуемым в
образовательном учреждении программам.
Идея создания программы развития рефлексивных
навыков продиктована временем, т.к. приоритетной
целью образования в условиях его модернизации
является развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию. Здесь на первый
план выходит такое качество личности, как
способность к рефлексии – осознание,
рассмотрение, самоанализ; поворот сознания, в
результате которого появляется возможность
увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы
"со стороны”.
Основная цель программы – сформировать
рефлексивные навыки у детей старшего
дошкольного возраста, способствующие
психическому и личностному росту ребенка, на
основе совместной деятельности и межличностного
взаимодействия педагога и детей.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
- стимулировать развитие интереса ребенка к
своему внутреннему миру;
- научить детей реально, объективно оценивать
себя, свои возможности и поступки;
- научить понимать и уважать другие точки зрения;
- сформировать умение анализировать полученный
опыт, выражать и обсуждать полученные
впечатления;
- сформировать умение разрешать конфликты с
позиции ненасилия;
- развивать способность ребенка к эмпатии и
сопереживанию;
- сформировать позитивное отношение к себе и
сверстникам.
Данная программа реализуется в рамках основной
образовательной деятельности детского сада и
предназначена для детей 5-7 лет (старшего
дошкольного возраста).
Организация группового процесса происходит в
виде игры, специальных упражнений на рефлексию и
совместного обсуждения результатов, поэтому
необходимо определенное пространство для
проведения предлагаемых в программе
мероприятий. Основной принцип такой работы –
создание условий, способствующих естественному
гармоничному развитию личности ребенка.
Взаимоотношения детей друг с другом и с
взрослыми похожи на семейные, благодаря чему
развитие детей принимает естественные формы.
Дети имеют возможность свободно передвигаться
по помещению, по своему желанию начинать и
заканчивать работу, выбирать место работы и
материалы для нее и т.д.
Программа была апробирована в группах детского
сада, где работа по формированию рефлексивных
навыков у детей ведется на протяжении многих лет
и ее содержание постоянно корректируется.
Программа может быть использована для работы с
детьми старшей и подготовительной групп
детского сада, но, наш опыт показывает, что, уже
начиная с 3-4-х лет, можно проводить специально
организованные упражнения, которые являются
подготовительным этапом к проведению
тематических занятий по формированию
рефлексивных навыков у дошкольников.
Формы и режим занятий.
В специально подготовленной среде, имея право
на определенные виды свободы, в различных видах
деятельности ребенок дошкольного возраста
постепенно приобщается к миру социальных
отношений. Важное значение имеют именно те виды
деятельности, которые дают ребенку возможность
самостоятельно приобщаться к социальному миру
людей в реальном плане. Одним из эффективных
средств в развитии социальных чувств и
эмоционального мира ребенка является проведение
рефлексивных кругов.
Именно круг, по наблюдению психологов, является
гарантией защищенности. Также круг можно назвать
и "атмосферным явлением”, потому что
тональность круга, его добросердечность и
теплота определяют общую атмосферу жизни детей
группы. В процессе работы в кругу происходит
обмен опытом детей, выявляются различные точки
зрения, активизируется творческий потенциал
ребенка.
Основная задача рефлексивных кругов
заключается в том, чтобы не заставлять, не
подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать
самим собой через познание себя и других людей.
Если ребенок примет себя со всеми своими
слабостями и недостатками, признает их и
одновременно поймет свои сильные стороны, тогда
он продвинется вперед.
Таким образом, отличие рефлексивных кругов от
традиционных методов обучения, которые
обращаются в основном только к интеллекту,
заключается в том, что они затрагивают личность
ребенка, его мысли, чувства, знания, интерес.
Правильно организованный рефлексивный круг
обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и
уважением друг к другу.
Все занятия имеют общую гибкую структуру,
наполняемую разным содержанием.
Продолжительность занятий может варьироваться
от 15-ти до 35 минут. Можно использовать специально
подобранные музыкальные серии для детей,
например: "Наедине с природой”, "Волшебные
голоса природы”, "Классика для детей” и т.д. Во
время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках
или на полу. Расстояние между детьми должно быть
такое, чтобы сидя на своих местах, они могли
взяться за руки.
Подбирая темы
и упражнения для проведения рефлексивных кругов,
педагогу важно:
грамотно адаптировать все упражнения для своей
группы в соответствующей обстановке;
владеть определенным набором средств, которые
способствуют снятию психологических барьеров и
скованности, создадут доброжелательную
обстановку;
создать такие условия, в которых каждый будет
иметь возможность высказаться и быть услышанным,
где из мнений каждого складывается общее мнение
группы. Это является одним из условий развития
творческого мышления, раскрепощенности в своих
оценках.
Рефлексивные круги создают коммуникативные
условия для того, чтобы слушать другого человека,
говорить перед другими, управлять, подчиняться,
сотрудничать. Между воспитанниками складываются
отношения в психологически безопасной форме.
Виды рефлексивных кругов.
Личностные. Цель: способствовать
познанию самого себя, своих мыслей, чувств,
своего духовного мира, оценка себя в обществе
других сверстников и взрослых.
Событийные. Цель: осмысление собственных
действий и состояний (дети учатся анализировать
и передавать свое отношение к событиям прошедшей
недели, дня и частично планировать свою
деятельность на будущее).
Творческие. Цель: развитие творческого
потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять),
релаксация, этюды и представления о музыке,
красоте, рассказы по воображению…
Понятийные. Цель: способствовать
осмысленному пониманию и восприятию духовной
действительности человека.
Еженедельный итоговый круг.
Проводится по пятницам в старшей и
подготовительной группе с использованием
специально разработанных "Листов достижений”,
которые находятся в руках у каждого участника
рефлексивного круга. В старшей группе, где есть
не читающие дети, "Лист достижений” содержит
схематичные рисунки, отображающие основные виды
взаимоотношений ребенка с окружающим его миром.
Благодаря таким традициям вырабатывается
навык осознания воспитанниками происходящего в
группе. Дети учатся описывать свои чувства,
переживания, мысли, анализировать и осознавать
те качественные изменения, которые произошли с
ними за последнее время, понимать эмоциональное
состояние других людей. Развивается
межличностное доверие, обогащается словарь
детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства и их оттенки. |