Исследование взаимосвязи отражения эйдетического представления о
родителях дошкольниками и коммуникативной установкой родителей в
постоянно меняющихся условиях социальной и предметной среде актуальна
как в теоретическом, так и в прикладном плане. Возрастание психического
напряжения, социальная и личностная нестабильность заставляет искать
новые формы психологической помощи семье, и, в первую очередь,-
социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть
отнесены к благополучным. Среди последних, пожалуй, более других
нуждаются в психологической поддержке дети, воспитывающиеся в семьях с
признаками негативной коммуникативной установки. Психические и
личностные особенности детей, специфическая социальная ситуация
развития ставят задачу поиска и разработки таких форм психологической
работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для их
позитивного личностного развития и социализации. Коммуникативная
установка родителей воздействует в полной мере на характер
детско-родительских отношений в семье, так как родители являются для
ребенка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей
самостоятельной жизни и как следствие находят отражение в поведение
дошкольника сегодня. Причем все, что связано с родителями,
воспринимается ребенком болезненно, неадекватно в силу невероятно
острого эмоционального реагирования на любые вопросы, касающиеся темы
семьи.
В сознании ребенка родители идеализируются, а значит, снижается
критичность восприятия их образа жизни и поведения. Адаптация к образам
негативных переживаний, внешний и внутренний опыт связанный с
родителями и их поведением (сложные родительские нравоучения, конфликты
в магазине, транспорте, семье, побои, пьянство) в сознании детей
закрепляются в «абстрактные догматы». Если дети едва различают внешнее и
внутреннее, то во взрослой жизни такое разделение становится
свершившимся фактом. Родители являются носителями негативных моделей
социального поведения, которые усваиваются детьми в силу особенностей их
отношения к родителям.
«Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих
его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди
предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его
интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят
его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они
имеют силу мотива» (А.Н. Леонтьев, 1981). Поэтому характер отношений
между ребенком и социальным окружением: родители и педагоги, определяет
развитие ребенка. И очевидно семейные отношения являются той средой,
которая детерминирует развитие личности ребенка.
По мнению многих исследователей детско-родительские отношения
характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так
и для родителя. В отношениях родителя и ребенка - с одной стороны
родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать
ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С
одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой —
научить его заботиться о себе самом. Особенность родительского отношения
к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от
возраста ребенка (Смирнова Е.О. 2000).
На наш взгляд следует обратить внимание на концептуальные основы
разработки взаимосвязи между различными, отдельными личностями в целом
это откроет возможности более глубокого анализа психологических
закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования
его внутреннего мира, социальную обусловленность психики и образа
жизни индивида.
Влияние коммуникативной установки родителей на эйдетическое отражение
детьми дошкольного возраста представлений о родителях, их личностное
развитие и жизненный путь не нашло необходимого освещения в
психолого-педагогической литературе. Между тем, значимость этой
проблемы очевидна: образ родителя в психике ребенка во многом
определяет фундаментальные, базовые характеристики его личности.
Таким образом, с одной стороны существует определенный запрос у
педагогов, родителей на организацию эффективного взаимодействия с
ребенком с учетом индивидуальности ребенка, а также по осознанию
родителями, педагогами взаимосвязи между своими индивидуальными
особенностями, коммуникативными установками и нарушениями в поведении
ребенка.
Это определило тему авторской программы: «Семь Я».
Методологическую основу составили положения и подходы, позволяющие
решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной,
педагогической психологии, а также общей психологии отечественных и
зарубежных психологов. Содержание программы коррекции и развития
эмоциональной сферы дошкольников ориентируется на положение А.В.
Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании
дошкольника. Формирование положительной коммуникативной установки
отражающей ценность доброжелательного отношения к окружающим,
эмоционального прочувствования эмоциональных и физических состояний
людей и своего поведения.
Программа «Семь Я» направлена на коррекцию коммуникативной установки и
эмоциональных нарушений, а также профилактику возникновения
эмоционального дискомфорта у детей в семье и ДОУ, создание
благоприятной обстановки, отражающей доброжелательное отношение в связи
с этим является коррекционно- развивающей.
Задачи психолога:
- Изучение и выявление связи между коммуникативной установкой
родителей и отражением эйдетического представления о родителях
дошкольниками;
- Проанализировать полученные взаимосвязи коммуникативных установок
родителей и отражения эйдетического представления детей о родителях;
- Разработать общие рекомендации по индивидуальному подходу к ребенку в семье и ДОУ.
Научная новизна определяется тем, что в нем впервые предпринята
попытка проследить влияние коммуникативных установок родителей на
эйдетическое представление о родителях детей дошкольного возраста и
показать роль этих образов в формировании образа поведенческих и
личностных особенностей у детей.
Теоретическая значимость: изучается наименее разработанный аспект
процесса развития детей — представленность в их сознании образов
родителей и их влияние на развитие личности и социализацию ребенка.
Обосновывается понятие «коммуникативная установка» родителей,
отражающее представление ребенка о своих родителях.
Практическая значимость: установленные в ходе исследования факты и
закономерности использованы для построения коррекционно-развивающей
программы: «Семь Я» для работы с воспитанниками детских образовательных
учреждений. Результаты исследования способствуют дальнейшему развитию
психолого-педагогической службы в подобных учреждениях. Материалы могут
быть использованы при создании спецкурсов для студентов
психолого-педагогических специальностей.
Программа «Семь Я» предполагает активное участие родителей и
педагогов, что является главным критерием эффективности и проводится по следующим направлениям:
- дети-педагог-психолог;
- родители-педагог-психолог;
- педагоги-педагог-психолог.
Работа в ключе родители — педагог-психолог содержит следующий план:
- налаживание контакта с родителями и индивидуальная работа ориентированная на оказание психологической помощи;
- в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить
особенности коммуникативной установки принятой одним членом семьи или
семьей в целом и ее влиянием на эмоциональное и поведенческое состояние
ребенка;
- выработка единого подхода к осознанию необходимости воспитания
себя и как следствие снижению эмоционального дискомфорта ребенка;
Формы работы с родителями: анкетирование; индивидуальные и групповые
консультации; организация совместной деятельности родителей и детей;
выполнение домашних заданий.
Работа в ключе педагоги — педагог-психолог заключается в психологической и информационной помощи:
- обучение адекватным способом взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности;
- повышение эмоционального комфорта ребенка и группы в целом;
- стимулирование положительных сторон личности дошкольника;
Формы работы с педагогами: анкетирование; индивидуальные
консультации; организация совместной деятельности педагога и детей;
организация самостоятельной деятельности детей; тренинги («Развитие
коммуникативных навыков»; «Развитие навыков самоконтроля и
саморегуляции»; «Релаксация как психотерапевтическое средство» и т.д.).
Работа в ключе дети — педагог-психолог реализуется в рамках специально организованных занятий коррекционно-развивающей работы.
Цель программы:
- Коррекция негативной коммуникативной установки родителей и как следствие негативных тенденций эмоционального развития детей.
- Развитие положительной коммуникативной установки отражающей
ценность доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального
благополучия ребенка через прочувствования эмоциональных и физических
состояний людей и своего поведения.
Задачи программы:
- Адекватное реагирование на жизненные ситуации, развитие поведенческих реакций;
- Формирование установки «Семь моих положительных Я, семь положительных Я моей семьи»;
- Формирование способности эмоционального саморегулирования.
Принципы программы:
- Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в
полной безопасности. Взрослый оказывать поддержку сам и, не навязывая,
организует ее со стороны сверстников;
- Принцип активности и свободы самовыражения: постановка ребенка и взрослого в позицию самоконтроля и саморегуляции;
- Ценностно-ориентированный принцип: ценность личности- эмоция,
способствующая благополучию и комфорту ребенка и его психологического
здоровья.
Программа составлена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Общее число занятий: 10, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 35—40 минут.
Количество детей в группе: 6 человек.
Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.
Применение групповой формы работы способствует обучению детей владеть
положительной коммуникативной установкой по отношению друг с другом,
со взрослыми.
Тематический план
№. Темы |
Содержание |
Методические приемы |
Обеспечение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Я |
Осознание ребенком собственной неповторимости |
1. Знакомство-Игра
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий дает сидящему рядом ребенку
камень. Ребенок представляется. Пока камень не вернется к ведущему.
2. Камнетерапия. Автопортрет
Ход: Выложить из камней образ себя.
3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
2. Семь Я |
Осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям |
1. Беседа: Назови качества, которые тебе нравятся в своей семье. Начинает ведущий.
2. Камнетерапия.
Портрет семьи
Ход: Выложить из камней образ своей семьи.
3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
3. Я чувствую |
Осознание ребенком эмоциональных состояний других, умение понимать и принимать других людей |
1. Игра «Я чувствую»
Ход: детям предлагаются фотокарточки детей (зверей) с
изображением различных эмоций. Ребенок называет чувство, и когда оно
могло возникнуть, в какой ситуации.
2. Психогимнастика: «Вкусные конфеты», «Храбрый заяц»
Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: изобразить по очереди чувства.
3. Игра «Руки»
Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться, поссориться, помириться руками. |
Фотокарточки с изображением эмоций |
4. Я и семья |
Осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье |
1. Игра «Комплимент»
Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
2. Камнетерапия.
Портрет семьи
Ход: Выложить из камней образ своей семьи.
3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
5. Я умница |
Осознание и принятие себя, своих особенностей преодоление негативного настроя |
1.Игра «Я такой»
Ход: детям предлагаются фотокарточки с изображением различных
зверей. Ребенок называет почему он выбрал это животное, группа
поддерживает и наделяет изображение положительными чертами называя их.
2. Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением животных, цветов. |
6. Я хороший |
Осознание понимания себя и других., снижение барьеров общения |
1. Игра «Цветы»
Ход: Детям предлагаются на выбор различные фото карточки с
цветами. При ответе ребенок называет почему он выбрал этот цветок, ответ
начинает с фразы: «Я хороший потому что я ...», группа поддерживает и
наделяет изображение положительными чертами называя их.
2.Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением цветов. |
7. Я дающий |
Осознание умения позитивного взаимодействия |
1. Игра «Дарю тебе»
Ход: дети встают в пару и паре предлагаются на выбор различные
фотокарточки с цветами, необходимо выбрать цветы, которые подарят
друг другу. При ответе ребенок называет почему он выбрал этот цветок,
ответ начинает с фразы: «Я дарю тебе этот цветок потому что ты ...»,
группа поддерживает и помогает.
2.Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением цветов. |
8. Сказочный Я |
Нахождение способов преодоления негативных черт характера. Осознание и принятие себя. |
1. Игра «Я сказочный герой»
Ход: детям предлагаются фотокарточки с изображением сказочных
героев. Ребенок называет почему он выбрал это го героя и объясняет
сходство с ним мы похожи потому что я и он, обладаем положительными
качествами называя их.
2. Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением сказочных героев. |
9. Идеальная семья |
Развитие ребенком умения соотносить свои желания с действиями и желаниями других. |
1. Беседа Назови семь качеств которые тебе нравится в своей семье. Начинает ведущий.
2. Камнетерапия.
Портрет моя идеальная семья
Ход: Выложить из камней образ семьи.
3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
10.Семья и Я |
Расширение опыта позитивного взаимодействия проводится совместно с родителями |
1. Знакомство-Игра
Ход: все сидят в кругу. Ведущий дает сидящему рядом камень. Каждый, пока камень не вернется к ведущему, представляется.
2. Создание коллажа «Семья»
3. Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Бумага, журналы, газеты, карандаши, пастель, восковые мелки, краски, фотокарточки с различными изображениями |
В программе элементы камнетерапии включены и используются в форме
терапии отношений, способствующей обогащению опыта отреагирования и
налаживания отношений ребенка с окружающими его детьми и взрослыми.
Камень – это величайшая природная энергия нашей планеты, энергия,
полученная от Солнца и трансформированная в другие виды энергии.
«Галькотерапия» и «камнетерапия» нормализуют давление. К такому выводу
пришли Джон Фишер и его коллеги из Исследовательского института
Орегона (США). По словам Фишера, во время путешествия с коллегами по
Китаю он обратил внимание на то, что многие жители этой страны
специально ходят по булыжным мостовым или просто стоят на них,
переминаясь с ноги на ногу. Это наблюдение заставило ученых задуматься о
цели необычной зарядки.
Стоунтерапия (stone therapy) активно используется множеством
современных альтернативных клиник как оздоровительная ,
анти-усталостная процедура. В сущности, это древневосточная культурная
традиция, получившая название шаманизм. Но, будучи осмысленным, это
древнее знание, использующее силы природы, может быть использовано и
развито, что и нашло отражение в современном мире.
Известно, что ладони являются мощным источником энергии. Дело в том,
что нервные окончания и капилляры кожи реагируют на соприкосновение с
камнем: расширяются сосуды, ускоряется ток крови, усиливаются обмен
веществ и потоотделение, рост клеток и регенерация (восстановление)
тканей. Возрастающая кровяная циркуляция в мускулах увеличивает
метаболический обмен, который, в свою очередь, усиливает действие
иммунной системы организма, улучшает питание мускулов, резко повышает
снабжение тканей кислородом. Увеличившийся кровоток в периферических
органах тела человека приводит к снижению артериального давления,
мышечного и эмоционального напряжения, человек расслабляется и
успокаивается.
|