Цель программы: реализация единой линии
развития ребенка на этапах дошкольного и
начального школьного, основного общего
образования, придание педагогическому процессу
целостный, последовательный и перспективный
характер.
Исполнители: директор школы, социальный
педагог, психолог, зам.директора по д/о,
зам.директора по воспитательной работе, зам.
директора по учебной работе, воспитатели,
учителя начальных классов.
Объекты программы: дети дошкольного и
школьного возраста, родители, педагоги.
Цели непрерывного образования:
- Воспитание нравственного человека.
- Охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей.
- Сохранение и поддержка индивидуальности
ребенка, физическое и психическое развитие
детей.
Задачи непрерывного образования:
- на дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа
жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия
каждого ребенка, развитие его положительного
самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности,
произвольности, способности к творческому
самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем
мире, стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и другой активности
детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к
миру, к людям, к себе; включение детей в различные
формы сотрудничества (с взрослыми и детьми
разного возраста).
на ступени начальной и средней школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с
окружающим миром (эмоциональная,
интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
- желание и умение учиться, готовность к
образованию в основном звене школы и
самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки
сотрудничества в разных видах деятельности:
- совершенствование достижений дошкольного
развития (на протяжении всего начального
образования, специальная помощь по развитию
сформированных в дошкольном детстве качеств,
индивидуализации процесса обучения, особенно в
случаях опережающего развития или отставания.
Проблемы непрерывного образования.
- Автономность подсистем
образовательно-воспитательной системы, т.е.
сохранение дискретного характера отдельных
ступеней образования. Формирование и развитие
образования в каждом звене осуществляется без
опоры на предшествующее образование и без учета
дальнейших перспектив.
- Разрыв между конечными целями и требованиями
при обучении отдельным предметам на различных
этапах образовательного процесса.
Несогласованность между "входными” и
"выходными” требованиями детского сада и школы.
- Необеспеченность учебного процесса в системах
преемственного образования
учебно-методическими материалами и
дидактическими пособиями, несовершенство
существующих учебных пособий и их
несоответствие новым целям и требованиям
обучения.
- Несовершенство существующих систем
диагностики при переходе учащихся с одного
образовательного уровня на другой.
- Отсутствие системности при отборе содержания
обучения и организации учебного материала по
ступеням.
- Слабая управленческая и организационная
преемственность, т.е. трудности в общем
руководстве всем процессом воспитания, обучения
и развития учащихся в обеих подсистемах
комплекса "детский сад- школа”.
- Неполное соблюдение психологической
преемственности (необходимость в специалистах,
умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих
профессиональный потенциал воспитателей и
учителей начальных классов).
- Отсутствие единых программ воспитания и
обучения.
- Недостаточный уровень подготовки
педагогических кадров к работе в системе
непрерывного образования.
Преемственность образовательного процесса:
1. Целевая – согласованность целей и задач
воспитания и обучения на отдельных ступенях
развития.
Цель дошкольного образования |
Цель начального образования |
общее развитие ребенка, задаваемое
государственным стандартом в полном объеме в
соответствии с потенциальными возможностями и
спецификой детства, как самоценного периода
жизни человека. |
продолжить общее развитие детей с
учетом возрастных возможностей, специфики
школьной жизни, наряду с освоением важнейших
учебных навыков, в чтении , письме, математике и
становлением учебной деятельности (мотивации,
способов и типов общения) |
2. Содержательная – обеспечение "сквозных”
линий в содержании, повторений, пропедевтика,
разработка единых курсов изучения отдельных
программ. Создание на каждом этапе базы для
последующего изучения учебного материала на
более высоком уровне за счет расширения и
углубления тематики, путем обеспечения
"сквозных” линий, использование принципа
концентричности в организации содержания
учебных программ и межпредметных связей.
Содержательная преемственность обеспечивается
через федеральный компонент программы:
программа школы и типовая программа воспитания и
обучения детей дошкольного возраста,
парциальные программы – единые.
3. Технологическая – преемственность форм,
средств, приемов и методов воспитания и обучения.
- Создание новых методик, технологий и средств
обучения, разработка общих подходов к
организации учебно-воспитательного процесса в
подготовительной группе детского сада и
начальном звене, при которой обучение
дошкольников осуществляется на основе
специфических для этого возраста видов
деятельности: отказ в д/саду от
учебно-дисциплинарной модели и переход к
личностно-ориентированному обучению. Обучение в
школе: учебно-воспитательный процесс должен быть
насыщен игровыми приемами, драматизацией,
различными видами предметно- практической
деятельности, т. е. руководство деятельностью
первоклассников должно осуществляться с
использованием методов и приемов дошкольного
воспитания.
- взаимодействие применяемых на разных
ступенях образовательной лестницы средств, форм,
методов обучения характеризует требования,
предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам
учащихся на каждом этапе обучения.
4. Психологическая - совершенствование форм
организации учебно-воспитательного процесса и
методов обучения в детском саду и школе с учетом
общих возрастных особенностей:
- учет возрастных особенностей
- снятие психологических трудностей,
- адаптация переходных периодов,
- обеспечение их достаточной двигательной
активностью;
- общение в формах неурочного типа с опорой на
диалоговое взаимодействие;
- обучение на интегративной основе, связь знаний
с повседневной жизнью;
- использование методов, активизирующих
мышление, воображение, поощрение инициативности
учащихся, их активности на занятиях.
- снятие психологических трудностей
адаптационных переходных периодов.
5. Управленческая и структурно-организационная
– наличие общего руководства, жесткая структура
комплекса.
Хорошо отработанная нормативно-правовая база:
Устав, локальные акты, четкое распределение
обязанностей между администрацией, общее
финансирование, база данных на детей и
сотрудников.
Психолого-педагогические условия реализации
непрерывного образования.
- Личностно-ориентированное взаимодействие
взрослых с детьми.
- Предоставление каждому ребенку возможности
выбора деятельности партнера, средств и пр.;
- Ориентировка педагогической оценки на
относительные показатели детской успешности
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его
собственными вчерашними достижениями);
- Создание образовательной среды, способствующей
эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранение его
индивидуальности;
- Формирование ведущей деятельности как
важнейшего фактора развития ребенка, опора на
игру при формировании учебной деятельности;
- Сбалансированность репродуктивной
(воспроизводящей готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности,
совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных норм активности.
Основания для осуществления преемственности
дошкольного и начального школьного образования.
- Состояние здоровья и физическое развитие детей;
- Уровень развития их познавательной активности
как необходимого компонента учебной
деятельности;
- Умственные и нравственные способности
учащихся;
- Сформированность их творческого воображения
как направления интеллектуального и личностного
развития;
- Развитие коммуникативности, т. е. умения
общаться с взрослыми и детьми.
Алгоритм работы по преемственности детского
сада и школы.
1 этап - поступление ребенка в детский сад:
- учет и постановка детей в детский сад,
- медицинское обследование,
- адаптационный период ребенка при поступлении в
детский сад,
- педагогическое и психологическая диагностика
при поступлении ребенка в детский сад
|
|
социальный педагог медицинская сестра психолог воспитатели
|
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- проведение общих метод объединений,
педагогических советов воспитателей и учителей
начальных классов по проблемным вопросам
воспитания и обучения детей.
- проведение открытых уроков и занятий
- участие педагогов (воспитателей) в творческих
группах: экология, валеология, информатика.
- воспитание и обучение.
- разработка "сквозных” программ по
патриотическому, трудовому, эстетическому,
экологическому воспитанию,
- ведение диагностических карт на каждого
ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и
развития детей,
- выявление наиболее острых проблемных вопросов
при обучении детей в начальной школе и среднем
звене (школьная незрелость, дезатаптация
первоклассников в школе, % неуспевающих и
второгодников)
На втором этапе, самом длительном с детьми
задействованы воспитатели, учителя, психолог,
медицинская сестра, организатор по
воспитательной работе, учитель ОБЖ.
3 этап – плавный переход из детского сада в
школу.
Педагогическая и психологическая диагностика
детей, характеристики на детей, адаптация
первоклассников в школе. Заполнение
диагностических карт на каждого ребенка.
Заседание психолого-педагогического консилиума
по приему в первый класс. Дальнейшее
отслеживание адаптации детей в первом классе,
оказание психологической и педагогической
помощи детям и родителям. Проведение общих
родительских собраний, консультаций, бесед с
психологом.
На основании созданной программы составляется
перспективный план работы и план на год, план
методических объединений и план открытых
мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- целостный педагогический процесс
- реализация единой линии развития ребенка
|