1.Вступительное слово к дискуссии:
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от
того микросоциума, который его окружает. Это
обстоятельство налагает на членов семьи, и в
первую очередь на родителей, особую
ответственность. Часто знания родителей о мерах
по сохранению и укреплению здоровья не
согласуются с их действиями. Ценностные
ориентации относительно значимости здоровья не
актуальны и в этой связи не реализованы в
повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных
способов сохранения и укрепления здоровья
дошкольников должен предусматривать повышение
роли родителей в оздоровлении детей, приобщении
их к здоровому образу жизни, создание традиций
семейного физического воспитания. Важное место в
решении этих социально значимых задач занимает
детский сад, который может выступить в роли
своеобразного центра пропаганды здорового
образа жизни, воспитания культуры семьи,
формирования у родителей знаний, умений и
навыков по различным аспектам сохранения и
укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Лишь при условии совместной целенаправленной
деятельности родителей и педагогов может быть
обеспечена положительная динамика показателей,
характеризующих здоровье детей и их ориентацию
на здоровый образ жизни.
2. Разминка. Решить педагогические задачи:
Семья отправилась на прогулку в лес. Во время
отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь
5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она
заплакала и стала просить родителей помочь ей.
Вопрос: Какая из предложенных реакций родителей
наиболее правильная?:
- Родители накричали на сына, потребовали
немедленно слезть с дерева и обоим детям
строго-настрого запретили влезать на деревья,
объяснив им, что это опасно.
- Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери
подняться на нижнюю ветку дерева, затем
самостоятельно спуститься вниз. Девочка
несколько раз повторила упражнение.
- Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила
сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.
Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается
заставить его съесть положенную порцию,
используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить
новую игрушку. Отец говорит: "Не хочешь – не
ешь”. Вопрос: Кто прав?
3. Вопросы дискуссии.
- Что, по Вашему мнению, входит в понятие
"здоровый образ жизни”?
- Какова роль родителей в приобщении
дошкольников к ЗОЖ?
- Проанализируйте ответы родителей вашей группы
на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семьях.
Какие Вы выявили соответствия или
несоответствия? (вопросы анкеты прилагаются).
- Проявляют ли родители Вашей группы достаточную
активность в физическом воспитании детей?
- Какие можно выделить показатели хорошей
результативности в работе педагогов с
родителями по данной проблеме? (примерные
ответы):
а) Создание благоприятной атмосферы в отношениях
между родителями и педагогами
б) Увеличение количества вопросов родителей по
проблеме укрепления здоровья детей
в) Повышение интереса родителей к индивидуальным
беседам по их ребенку по данной проблеме
г) Повышение инициативы родителей, выраженной в
предложениях или помощи в решении проблем
оздоровления детей
д) Повышение активности родителей и их участия в
обсуждениях, в выступлениях по данной проблеме - Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в
повышении роли родителей в приобщении детей к
ЗОЖ? – выполните задание: подберите формы работы
с родителями по проблеме:"Педагогическое
сопровождение семьи в вопросах физического
воспитания детей и повышение роли родителей в
приобщении их к ЗОЖ” по разделам:
Просветительские формы: (примерные ответы)
- Дни открытых дверей;
- Эпизодические посещения родителями д/сада;
- Открытые просмотры занятий, физкультурных
досугов, праздников;
- Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания
ЗОЖ;
- Выставки детских работ по теме;
- Фотовыставки;
- Информационные проспекты;
- Информационные стенды;
- Папки – передвижки;
- Тематические выставки;
- Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме;
- Консультации, рекомендации, беседы
(индивидуальные и групповые);
- Различные формы родительских собраний,
лекториев;
- Практикумы.
Формы совместной деятельности: (примерные
ответы)
- Семейные клубы;
- Общественные объединения;
- Совместное проведение семейных праздников,
развлечений, походов, экскурсий;
- Совместное проведение досуга родителей и детей;
- Организация дополнительных услуг родителями в
группе по физической культуре;
- Организация общих дел в группе и помощи
родителей по физическому воспитанию детей;
- Совместная организация каникулярного отдыха
детей.
По Вашему мнению, какие формы взаимодействия
наиболее действенны?
Какие формы взаимодействия чаще всего
используете Вы?
В настоящее время дошкольные образовательные
учреждения ориентированы на поиск новых
эффективных форм организации общения с
родителями в вопросах сохранения и укрепления
здоровья детей. При этом педагогу всегда
необходимо выступать в качестве
квалифицированного консультанта, который может
научить, подсказать нужный материал, дать
правильный совет, обсудить вместе с родителями
возникшие трудности.
До проведения дискуссии родители детей
анкетируются:
"Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”
- Уважаемые родители! Забота о воспитании
здорового ребёнка является приоритетной в
работе нашего дошкольного учреждения. Просим Вас
ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей
в семье. Заранее благодарим Вас!
- Как оцениваете состояние здоровья своего
ребёнка?: плохое, удовлетворительное, хорошее?
(нужное подчеркнуть.)
- Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший
календарный год? ______________
- Существуют ли в Вашей семье традиции по
физическому воспитанию? Если "Да”, то
какие?____________________________________________________________________
Укажите меры, которые Вы предпринимаете в семье
с целью укрепления здоровья ребёнка.(отметьте
любым значком)
Меры по укреплению здоровья |
Регулярно |
Не регулярно |
Вообще нет |
Посещение врачей |
|
|
|
Приём лекарств |
|
|
|
Соблюдение режима дня |
|
|
|
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм |
|
|
|
Занятия физическими упражнениями |
|
|
|
Правильное питание |
|
|
|
Прогулки на свежем воздухе |
|
|
|
Закаливание |
|
|
|
Немедикаментозные средства
оздоровления |
|
|
|
5.Ваши пожелания:
----------------------------------------------------------------------------
____________________________________________________________
Ф. И. О. Родителя________________________
Ф.И.Ребёнка__________________________
Используемая литература:
- Журнал "Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения” № 2 –2007 г. ст..Кротовой
Т. В.
- Журнал "Управление Дошкольным Образовательным
Учреждением” № 4 –2006г. ст. Шармановой С. Б;
Бродягиной О. Г.
Деловая игра для педагогов
Задачи:
- Формировать и закреплять профессиональные
знания, умения и навыки педагогов в работе с
родителями по сохранению и укреплению здоровья
детей.
- Способствовать развитию педагогического
мышления, создать благоприятную атмосферу для
творческой работы всех участников игры.
Деловая игра строится на принципах:
- коллективной работы
- практической полезности
- гласности
- соревновательности
- демократичности
- максимальной занятости каждого педагога
- неограниченной перспективы творческой
деятельности в рамках деловой игры
Правила для участников деловой игры:
- полное погружение и включенность каждого в
проблематику деловой игры и в атмосферу
творчества.
- уважительное отношение к высказываниям других,
даже в тех случаях, когда они не совпадают с
собственной точкой зрения.
- самовыражение, когда каждый участник игры
старается выразить себя и внести личный вкладв
решение проблемы.
- адаптация знаний и умений, полученных в ходе
деловой игры, в практическую работу с родителями
на группе.
Критерии оценки деятельности команд в
деловой игре:
- уровень активности участников команды
- педагогическое мастерство
- умение находить оптимальные или наиболее
простые и действенные решения
- творческий подход к решению задач игры
- дополнения и их обоснованность
Структура деловой игры:
1 этап: Организационно-подготовительная
работа.
До деловой игры:
- Выбрать название команды и девиз.
- Подготовить приветствие команды (1-2мин.)
- Подготовить любой тренинг для родителей по
профилактике заболеваний и оздоровлению детей.
- Выбор жюри.
2 этап:
Ход игры:
1.Приветствия команд. (название и девиз 3-5 мин.)
2.Конкурс: "Солнце здорового образа жизни”.
Задание: из предложенных материалов, (большой
бумажный круг, овалы, фломастеры) выложить
солнце, лучи которого и будут все составляющие
здорового образа жизни. Подписать лучи (1-2 слова).
Объяснить, как полученную схему ''преподнести''
родителям (3 мин. на обдумывание). В какой ещё
форме эту информацию можно предложить?
3. Конкурс: "Здоровый ребенок”
Задание: придумать к рубрикам родительского
уголка формы работы с родителями на тему:
"Здоровый ребёнок” (3-4 мин. на обдумывание).
Рубрики |
Формы работы |
"День здоровья” "Внимание! Полярная
ночь…”
Программа: "Здоровье моего ребенка”
"Дерево здоровья”
"Только без паники!”
"Здоровая переменка”
"Полезные мелочи”
"Мамам на заметку”
"Укрепляем мышцы”
"Ешьте на здоровье!”
"Ушки на макушке!”
"Здоровье” в тазике”
"Полезно и вредно” |
|
4. Игра с родителями: "Поменяйтесь местами”
Правила игры: Участники сидят на стульях по
кругу. Ведущий не имеет места и его цель: сесть на
одно из мест в круге. Для этого он просит
участников: "Поменяйтесь местами, (на стульях)
кто….”. Далее каждый, кто находится на месте
ведущего придумывает свои задания - например: "
поменяйтесь местами, кто чистит с ребенком зубы
на ночь” или "кто не дает долго смотреть ребенку
телевизор” или "у кого в семье есть традиция с
ребенком отдыхать на природе” и т. д. Участники
меняются местами, но не с соседом, а переходят на
противоположную сторону. Ведущий занимает одно
из мест, а участник, оставшийся без места,
становиться ведущим.
5. Конкурс: "Проводим тренинг для родителей”
Каждая команда проводит любой тренинг по
профилактике заболеваний или оздоровлению
детей, сопровождая его рекомендациями (домашнее
задание).
3 этап: Заключительный: подведение итогов,
определение победителя, награждения. |