Известно, что дети любят играть, их не нужно
заставлять это делать. Чем привлекательна для
них игра? Прежде всего свободой самовыражения.
Психологи отмечали, что в игре ребёнок
напоминает писателя. Дети создают свой мир и
действуют так, как им нравится. Они со всей
серьёзностью относятся к придуманному ими миру и
проявляют неподдельные эмоции.
В игре ребёнок не просто воспроизводит
различные ситуации из реальной жизни, но и, беря
на себя роль, вживается в них, экспериментирует,
прогнозирует. Игра для ребёнка одновременно
театр и лаборатория, где можно исследовать
окружающий мир и искренне переживать его
проблемы.
Каждый ребёнок должен обязательно иметь время
для самостоятельной игры.
Игры с предметами, находящимися под рукой.
В течение своей жизни ребёнок проявляет разное
отношение к вещам. Сначала он манипулирует ими,
открывая их физические свойства (кидает,
облизывает, постукивает и т.д.), затем употребляет
их по назначению (ложкой ест, на стуле сидит) и,
наконец открывает их игровые возможности.
Решается, какой предмет и чем может быть в игре.
Важная роль в игровом употреблении предметов
принадлежит воображению. Ребёнок по-новому
смотрит на ставший уже привычным предметный мир.
Он делает одно открытие за другим. Простой зонтик
может быть ракетой, а может и превратить его
обладательницу в принцессу.
"Игра в шляпу”
Эта игра начинается с простого примеривания
маминой шляпы. Затем, надев её, девочка
превращается в барышню, меняет походку, манеры.
Видя положительное отношение взрослого,
ребёнок дополняет игру: он представляет. Что с
ним идёт собачка, она хочет мороженого и не
слушается.
"Игры с платком”
Из платка создаётся удивительный наряд
(необычная юбка). Убедившись, что он получился,
ребёнок начинает обыгрывать свою роль. Например,
девочка становится балериной или важной дамой. А
если нарядились не только дети, то появляются
совместные действия и сюжеты.
Игры против скуки.
Дети не переносят скуки. В ожидании приёма у
врача, в транспорте они просто изнывают. Тогда
помогает игра.
Игра "Невидимые герои”
Дети могут вообразить себе какой-нибудь
персонаж и обращаться к нему как реальному лицу.
В этом случае не смейтесь над ними и не пытайтесь
их переубедить.
Вымышленный герой поможет вам общаться с
ребёнком. К этому герою могут быть обращены
поручения, похвала, он может быть образцом для
подражания или, наоборот, страшным проказником.
Иногда вымышленные герои помогают ребёнку
справится с одиночеством и отсутствием внимания.
Когда у него находятся реальные друзья,
вымышленные чаще всего исчезают.
"Игры с самодельными куклами”
Каждый из нас пытался сделать свою куклу, свой
персонаж. Для кого-то он был другом, для кого-то –
идеальным героем, носителем всех положительных
качеств, а для кого-то – неумейкой. Удивительно,
но при обеспеченности современного ребёнка
игрушками эта традиция не угасает. И дети иногда
сами или с помощью мам, пап и бабушек мастерят
кукол.
Советы родителям
- Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и
истории.
- Позволяйте ребёнку свободно выражать свои
чувства, не одёргивайте его, не пытайтесь читать
мораль, а наоборот, эмоционально сближайтесь с
ним.
- Поощряйте детскую инициативу, чётко следуйте
избранной вами роли в игре и не
"соскальзывайте” с неё на свою реальную
позицию.
- Если дошкольник просит многократно повторить
какой-либо сюжет, то не отказывайте ему в этом,
повторяйте столько, сколько потребуется.
"Творческая деятельность детей дома”.
Анкета для родителей.
1. Читаете ли вы детям книги? Какие, по чьей
инициативе и как часто?
2. Проводятся ли беседы после чтения?
а) Какие вопросы вам задают дети?
б) О чём говорят после чтения?
в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное,
выделить то, что им больше всего понравилось?
Делятся ли своими впечатлениями, полученными от
прочтения с другими?
г) Обращают внимание только на содержание или
также на форму произведения: повторяют образные
выражения, сравнения, запоминают сказочные
повторы.
3. Играют ли дома в творческие игры:
придумывание загадок, разыгрывание знакомых
сказок по ролям с использованием мимики, жестов.
4. Какое участие принимают дети в семейных
праздниках (готовясь к празднику, учат
стихотворения, инсценируют их, сочиняют
поздравления вместе со взрослыми).
5. Как проявляется творческая деятельность
ребёнка в подготовке и проведении праздников
дома: новогоднего, 8 марта, дней рождений
родственников.
6. Находят ли отражение в играх ребёнка
литературные персонажи, сюжетные ситуации
произведений и мультфильмов?
7. Имеется ли у ребёнка место для книг,
игрушек?
|