Впервые отправляя свое любимое и зачастую единственное чадо в
детский сад, родители надеются, что пребывание малыша в новом коллективе
будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды
родителей оборачиваются разочарованием. Происходит это оттого, что
зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к
другу и встают по разные стороны баррикад?
Это может происходить как по объективным, так и по субъективным
причинам. Объективные причины — например, недобросовестное отношение
воспитателей к своему делу, их низкая квалификация. В этом случае вам
вряд ли удастся что-либо изменить, и лучший выход — забрать ребенка из
детского сада и подыскать другой.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей,
и со стороны воспитателей. Со стороны родителей возникает неоправданно
позитивное отношение тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский
сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего
не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными,
возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. Но на
самом деле детский сад способен многое сделать для развития
дошкольников, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не
сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие
семьи. Также со стороны родителей возникает неоправданно негативное
отношение, если личный «детсадовский» опыт родителя был неудачным или
сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о
том, что «это очень плохо». Такой заранее подготовленный отрицательный
настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и
на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что когда
воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель
очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его
состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко
возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников
могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не
сложились отношения.
Еще одна проблема — это страх родителей, в особенности мам,
потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что ребенок
погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность оттого,
что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Чем квалифицированнее
воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он
относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о
самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же
родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою
точку зрения.
Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и
родителями, — это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо
подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет
одеваться—раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на
занятиях, внимательно слушать воспитателя), как правило, затруднений
не возникает. Если родители вовремя не позаботились о том, чтобы
правильно соотнести режим ребенка и детского сада или если в семье
ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали,
беспрерывно развлекали, то могут появиться проблемы. В большом
коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную
свободу действий невозможно, т. к. в детском саду существуют свои
требования и инструкции по безопасному пребыванию детей. Поэтому, не
видя «должного» отношения со стороны взрослых в детском саду, такой
ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный
стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и
отказывается идти в детский сад потому, что там к нему плохо
относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в
том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую
царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной
реакцией может быть претензия к воспитателю, который «недосмотрел» за
ребенком, или агрессия по отношению к «злостному обидчику». Излишняя же
озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его
против детского сада. «Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А
был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе
воспитательница не одела колготки, кофточку особенно в старшем
возрасте и т.д.?» — дети очень хорошие психологи и быстро понимают, что
взрослого интересуют негативные рассказы о детях или воспитателях, и
стараются подстраиваться под родителя, ребенок начинает сочинять такие
истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5—6
лет, когда дети уже понимают, что людьми можно манипулировать.
Искусственно создавая конфликт, дети стоят в стороне и смотрят, «что
произойдет», получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое
любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием
относиться к таким вещам.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и
родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно
работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают
ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает
конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют
место. Можно ли их свести к минимуму.
Первое. Родителям, прежде всего, нужно
помнить, что детский сад не заменит вашего воспитания. Сейчас
появилось очень много разнообразных программ и методик. Вы должны
подобрать тот детский сад, который соответствует вашим педагогическим
воззрениям, а не ломать себя и ребенка под чужеродную вам систему.
Второе. Вы должны понимать, что поведение
ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. При
вхождении в коллектив ребенок испытывает большое напряжение. Нужно
проявить терпение, не нервничать, если стресс связан именно с
адаптацией. Разобраться в том, что это за проблема — адаптация,
непринятие воспитателя или противопоказанность ребенку данного
коллектива, может только специалист-психолог.
Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в
неконфликтной форме. Ваше понимание и помощь воспитателю могут
выражаться в самых, на первый взгляд, простых вещах. Покупая ребенку
одежду для детского сада, выбирайте такую, чтобы застежки и завязки не
мешали ему одеваться самостоятельно, не заставляйте воспитателя
многократно напоминать вам об оплате за детский сад (естественно,
повторяя много раз одну и ту же просьбу, воспитатель раздражается на
родителя, а как следствие, и на ребенка).
Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная
проблема общества в целом, самой системы образования. Существует
также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем
воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные
отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей
понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в
серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и
действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается
гармоничным развитием и счастьем наших детей. |