Кажется, истина очевидна! В воспитании
сегодняшнего малыша, будущего гражданина,
заинтересованы и родители, и детский сад.
Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать
малыша, воспитатели стремятся сделать то же
самое и помочь в этом родителям.
Задача детского
сада "повернуться" лицом к семье, оказать ей
педагогическую помощь, привлечь семью на свою
сторону в плане единых подходов в воспитании
ребенка. Именно взаимодействие МДОУ и семьи в
интересах развития личности ребенка, в котором
первостепенное значение приобретает не вопрос о
том, кто за что в ответе, кто "ведет", а кто
"ведомый", кто кому должен и должен ли; стоит
задача выстраивания таких отношений между
детским садом и родителями, которые позволили бы
добиться максимальной пользы для психического,
физического и нравственного благополучия
ребенка.
Следовательно, обозначенная позиция
предполагает переход от работы с родителями к
организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса, целью которого
является создание единого пространства развития
ребенка.
Основные направления нашего взаимодействия:
Изучение друг друга. Кто мы такие? Чего мы хотим
для, себя для ребенка, друг от друга.
Безусловно, такой подход к взаимодействию
требует выверенных форм. Поэтому первым нашим
шагом стало изучение семьи, выяснение
образовательных потребностей родителей,
установление контакта с её членами, для
согласования воспитательных мероприятий на
ребенка мы начали работу с анкетирования
родителей нашей группы.
Анализ результатов анкетирования позволил нам
сориентироваться в педагогических потребностях
каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
Пока мы вырабатывали тактику своего общения с
каждым родителем нашей группы, у них была
возможность изучить нас (дни открытых дверей,
самопрезентация в момент первой встречи.)
Следующий шаг - это организация совместных дел
и, прежде всего, создание совместной программы
действий.
Обсуждение этого управленческого документа
позволил нам определить критерии
"включенности" родителей в образовательный
процесс:
Первый критерий отражал количественные
показатели присутствия родителей на совместных
групповых мероприятиях: посещение родительских
собраний и консультаций; присутствие родителей
на детских праздниках, участие родителей в
подготовке и проведении тематических занятий;
участие в выставках, вернисажах; посещение "Дня
открытых дверей"; помощь родителей в оснащении
педагогического процесса.
Второй критерий отражал качественные
показатели: инициативность, ответственность,
отношение родителей к продуктам совместной
деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил нам выделить три группы
родителей:
- Родители - лидеры, которые умеют и с
удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе, видят
ценность любой работы детского учреждения.
- Родители - исполнители, которые принимают
участие при условии значимой мотивации.
- Родители - критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников
образовательного процесса привело к изменению
понимания типов семей:
- активные участники педагогического процесса,
заинтересованные в успешности своих детей
- заинтересованные, но желающие решить проблемы с
помощью специалистов
- сторонние наблюдатели, живущие по принципу
"меня воспитывали так же".
А это значит, что к каждой семье необходим
специфичный подход.
Для скоординированной работы нашей группы и
родителей мы поставили перед собой
необходимость решить следующие задачи:
- Установление доверительных и партнерских
отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное
пространство МДОУ.
- Активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих
воспитанников.
Зная, как важна атмосфера доверительных
взаимоотношений между сотрудниками МДОУ и
родителями, нами была проведена деловая игра на
тему "Я-Семья-Род-Народ". Мы подобрали музыку,
приготовили пригласительные билеты, постарались
создать в группе атмосферу уюта и тепла.
Начиналось оно с приветствия и благодарности
отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте
познакомимся и, будем дружить" объединила
взрослых (все встали в круг и рассказывали
немного о себе). Сначала все смущались, но это
чувство быстро сменилось радостью и интересом.
Игровые моменты помогли снять напряжение, ведь
родителям, сидящим за одним столом, не раз в
течение собрания нужно было обсудить ситуацию
или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение,
доброжелательный тон повествования
способствовали созданию доверительной
атмосферы, помогли родителям нашей группы
откровенно говорить о проблемах.
Эта деловая игра позволила нам совместно
определить следующую встречу, которая
состоялась за пределами МДОУ в Археологическом
музее, где мы посмотрели выставку, а затем за
кружкой чая обсудили интересующие всех проблемы.
Непринужденная атмосфера помогла нам сблизиться
и общаться в доверительном ключе.
К собраниям мы готовим выставку детских работ
или фотостенд, где используем фотографии из
семейных альбомов, жизни группы. Совместная
подготовка сближает нас с родителями. Атмосфера
доброжелательности стала характерной и для
других общих дел в группе. У многих родителей
открылись скрытые таланты, о которых они не
подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в
системе работы с родителями. Каждый человек,
сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке
своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы
всегда делаем это при любом удобном случае, и
родители платят нам тем же. Наша группа принимала
участие в конкурсе поделок из природного
материала среди родителей и детей; в конкурсе
построек "Снежная сказка двора", в котором
заняла II место; также участвовали в IV городском
конкурсе художественных работ под названием
"Новый год на планете"; в выставке поделок из
экологического материала "Эко-игрушка"; в
семейном конкурсе под названием "Моя планета" и
т.д.
На каждом собрании мы выражаем благодарность
родителям, которые уделяют много внимания своим
детям и помогают в совместной работе. Было очень
приятно видеть счастливые глаза родителей, когда
им вручали грамоты или благодарности за участие
в каком-либо конкурсе.
Использование разнообразных форм
взаимодействия с семьями детей дало
определенные результаты: родители нашей группы
из "зрителей" и "наблюдателей" стали
активными участниками педагогического процесса,
создана атмосфера взаимоуважения. Досуговое
направление в работе с родителями оказалось
самым привлекательным, востребованным, полезным,
но и самым трудным в организации. Это объясняется
тем, что любое совместное мероприятие позволяет
родителям: увидеть изнутри проблемы своего
ребенка, трудности во взаимоотношениях;
апробировать разные подходы; посмотреть, как это
делают другие, то есть приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и
с родительской общественностью в целом. Родители
стали активными участниками всех дел в группе,
научились взаимодействовать друг с другом в роли
игровых партнеров. Родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами
детской деятельности, эмоционально поддерживать
своего ребенка.
От успешной совместной работы педагогов МДОУ и
родителей во многом зависит качество семейного
воспитания, и, следовательно, дальнейшее
развитие ребенка. Как бы серьезно ни
продумывались формы воспитания детей в
дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была
квалификация их работников, невозможно
достигнуть цели гармоничного развития ребенка
без постоянной поддержки и активного участия
родителей в воспитательном процессе.
Такое взаимодействие определило наиболее
эффективные формы:
1. Информационное:
- Интерактивные формы работы: проведение
опросов, анкетирование, дискуссии, "круглые
столы", консультации специалистов
- Познавательные: Семейные клубы, изучение
лучшего опыта семейного воспитания,
педагогическая библиотека для родителей
2. Наглядно-информационные: "Дни открытых
дверей", информационные листы на стендах, выпуск
совместной газеты.
3. Досуговые: Совместное проведение досуга,
выставки семейных творческих работ, спортивные
семейные и интеллектуальные состязания.
Педагоги детского сада изучают специальную
литературу по проблемам общения, проводят
тренинги для родителей, используют видео- и
фотоматериалы, фиксирующие самостоятельную
игровую деятельность, а также применяют
изготовленные самостоятельно тематические
папки для родителей. Это комплекты методических
разработок, касающихся самых разных направлений
воспитания и обучения детей.
Мы постоянно изучаем и влияем на формирование
образовательных запросов родителей, проектируем
условия для их удовлетворения. Родители
постепенно становятся нашими единомышленниками.
Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о
задачах, стоящих перед ним, и получают такую же
информацию от родителей. Двусторонний поток
информации, знаний и опыта, партнерский характер
взаимодействия делает сотрудничество более
успешным, создает единое пространство развития
ребенка. |