Формирование элементарных математических представлений —
еще один способ умственного развития малыша, средство познания и восприятия
окружающего мира. Именно знакомство с математикой позволяет ребенку увидеть,
что в мире есть определенный порядок, симметрия, пропорциональность. Малыш
задумывается о том, что мир познаваем, и начинает использовать полученные
знания на практике. Он видит присутствие чисел в природе, жизни, вам остается только
наполнить их конкретным содержанием. Важно не столько добиться усвоения знаний
о геометрических фигурах, сколько сформировать у ребенка представление об их
разнообразии. Примеры симметрии малыш должен уметь увидеть вокруг так же, как
линию, цвет, величину.
Ниже приведены игры, с помощью которых можно учить
ребенка сопоставлению один к одному.
«Кто это делает?»
Возьмите ребенка за руку и дотрагивайтесь до каждого
пальца по очереди, припевайте-приговаривайте:
Этот пальчик в лес ходил,
Этот — сам дрова рубил,
Этот —
печку разжигал,
Этот — воду наливал,
А вот этот — погулял Да на печке сладко спал.
«Солнышко».
Пальцы собирают в кулак. Медленно разжимают по одному.
Взрослый приговаривает:
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам
пора вставать —
Раз, два, три, четыре, пять.
Ребенок на четвертом году жизни учится сравнивать
различные группы предметов, сопоставлять их число, то есть получает представление
о количестве. Один из самых распространенных методов обучения сравнению —
прием наложения.
Считать предметы не нужно, просто покажите ребенку, что
количество предметов может быть различным. Сравнивая предметы по количеству,
ребенок учится понимать и употреблять слова «много» — «мало», «пустой» —
«полный».
Дети четвертого года жизни должны уметь считать до пяти.
Помочь им усвоить названия и порядок следования первых пяти чисел вы можете,
организовав игры, во время которых малыши, выполняя движения, в
непосредственном общении решают поставленную задачу.
«Подарки».
Произнося текст, взрослый дает ребенку одну горошину
(кубик, брусок).
Я даю
тебе, сынок,
Один вкусный пирожок!
Угощу тебя я, дочка,
Одним вкусным пирожком.
Ребенок берет предложенный ему предмет:
Тебе хватит одного? Сразу будешь есть его?
|