В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с
детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о
просто подвижном ребёнке.
С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они
находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а
ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а
хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца.
Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые
жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается
в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы
добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не
приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском
саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от
них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше
всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям
и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети
не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как
следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев
после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако
некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты
гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность,
эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется
через:
- чрезмерную невнимательность;
- отвлекаемость;
- импульсивность;
- подвижность.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в
пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства
могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.
Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты,
среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность –
это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто
«распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания.
Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:
- патология беременности, родов;
- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
- генетическая обусловленность.
Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.
С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало
проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения
самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.
Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна
сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны
способствовать:
- снятию напряжения;
- снижению агрессивности;
- развитию умения концентрировать внимание.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с
трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо
сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые,
добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная
напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это
время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным.
Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с
гиперактивным ребёнком.
Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:
- «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не
кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
- во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
- давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля,
открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело
до конца.
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания,
обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно
нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на
эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует
всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может
быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями,
авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет
проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может.
Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний,
замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а
скорее, ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и
гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков,
психологов и педагогов.
Нами разработан цикл занятий для родителей гиперктивных детей. Ниже представлено одно из занятий данного цикла и игры:
Сентябрь |
Консультация: «Что такое гиперактивность? Причины?»
Цель: обозначить проблему, сформировать представление о синдроме СГА его причинах. |
Октябрь |
Консультация: «Как помочь гиперактивному ребёнку? И как общаться с ним?»
Цель: помочь родителям устанавливать контакты с ребёнком. |
Ноябрь |
Открытое занятие для родителей: Как слушать ребёнка?
Цель: формировать у родителей навыки общения. |
Декабрь |
Семинар: «Игры с гиперктивными детьми?»
Цель: познакомить родителей с играми которые направлены на
тренировку внимания, умение подчиняться групповым правилам, считаться с
интересами других детей. |
Январь |
Подбор игр для родителей и детского сада. Оформление картотеки игр. |
Февраль |
Рекомендации для родителей: «Гиперактивность – ещё не дурной характер.»
Цель: дать родителям рекомендации в общении с ребёнком. |
Март |
Консультация: «Понимаете ли вы своего ребёнка.»
Цель: помочь родителям общаться с детьми. |
Апрель |
Круглый стол: «Дефицит внимания и гиперактивность, связаны ли между собой?»
Цель: предложить родителям рассмотреть эти проблемы: связаны они между собой или рассматривать их отдельно. |
Май |
Консультация: «Не делайте детей себе удобными»
Цель: научить взаимодействовать каждого члена семьи с гиперактивным ребёнком. |
|