Рисование — это не только прекрасный тренинг мелкой и
общей моторики, оно развивает память, внимание, логическое мышление.
В процессе рисования ребенок наблюдает, осознает,
передает свои впечатления от познаваемого, увиденного, выражает свое отношение
к тому, что он изобразил. Рисование развивает чувство прекрасного, малыш
получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и
явлений и восхищается этой красотой.
Ребенок четвертого года жизни будет заинтересован в
конечном результате рисования и в самом его процессе, если задание и ход работы
вызовут в нем эмоциональный отклик. Например: «Давай нарисуем яблочки для
папы, мамы, брата, чтобы всем хватило», «Нарисуй грибок для маленького ежика и
гриб для большого ежа».
Попросите малыша нарисовать грибок, яблоко, разные по
величине и форме фрукты. Повторяя изображения формы неоднократно, он
упражняется в навыке рисования. Увидев, что ребенок нарисовал разные яблоки,
отметьте, что одни из них большие, другие — маленькие.
Попробуйте совместно сделать аппликацию с использованием
круглой формы. Хорошо для закрепления формы вылепить предметы из пластилина,
стараясь подобрать разные цвета. Ребенок четырех лет может не только изобразить
круглую форму, но и придать ей сходство с каким-либо предметом. Например:
дорисовать к кругу необходимые детали, чтобы получилась мышка.
Так же проходит обучение рисованию других форм
(прямоугольной, треугольной). Когда ребенок рисует, обращайте внимание на то,
чтобы карандаш, фломастер или кисточку он держал в правой руке, легко, без
напряжения, не сжимал пальцы, а лист бумаги фиксировал левой рукой. Одно из
важных умений, которые очень пригодятся ребенку в будущем, — умение проводить
линии сверху вниз движением кисти. Если ребенок напрягает ее, не может провести
достаточно длинную линию, покажите ему, как рисовать дугообразные линии движением
кисти вниз-вверх. Важно также скоординировать движения обеих рук во время
наклеивания или лепки.
Ребенок с удовольствием занимается декоративным
рисованием. Предложите ему украсить варежку, шапочку, коврик разными узорами.
Здесь нужно уделить больше внимания сочетанию цветов. Умение различать цвета
очень важно, его тоже нужно развивать, тренировать. Поупражняйтесь с ребенком в
различении и назывании красного, желтого, зеленого, синего цветов. Выйдя с
ребенком на прогулку, обращайте его внимание на богатство цвета вокруг,
попросите собрать разноцветные листья. Предложите сделать аппликацию.
Попросите ребенка сложить в одну коробку желтые пуговицы, в другую — красные, в
третью — зеленые и т. д.
Ребенку будет интересно, если Вы покажете ему картинки с
изображением сезонных изменений в природе, иллюстрации к сказкам, бытовые
сценки из жизни детей и взрослых, а также животных. Ребенок понимает
особенности изображения персонажей и предметов и пытается передать в рисунке,
лепке, аппликации некоторые характерные черты героев.
Ребенок 5-6 года жизни уже может рисовать карандашами,
мелками, красками. Представление о цвете, композиции у детей этого возраста
значительно шире, чем у младших ребят. Пятилетние дети очень наблюдательны,
они подмечают не только сочетаемость и игру цветов, но и их оттенки. Вы можете
не только развивать и совершенствовать графические навыки Вашего ребенка, но и
постараться обогащать его представления об окружающем мире с помощью
изобразительной деятельности. Дети 5—6 лет могут освоить основные приемы
смешивания красок и создания оттенков и полутонов. Конечно, родителям нужно
помогать малышу, руководить его деятельностью, но при этом не препятствовать
проявлениям творческой активности маленького художника.
|