Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие
их совместной деятельности и общения.
Родительское
собрание — одна из основных форм работы с родителями. Педагог
направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны
сводиться к монологу воспитателя, это взаимный обмен мнениями, идеями,
совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна
семья», «О доброте й милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в
коллективе» и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с
отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их
роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатель организует специальные
встречи с отцами, проводит собрания «Роль отца в воспитании детей» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных
требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского
собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии
самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья,
консультации со специалистами и др.
Родительский
лекторий, «Университет педагогических знаний» и т. п.
способствуют повышению педагогической культуры родителей, их
психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке
единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики
мероприятий участвуют родители.
Тематические
конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях).
Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и
педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей
общественных организаций.
Вечера
вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов,
врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных
особенностей детей.
Диспут, дискуссия
— обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей
форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение
важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное
педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим
доверием.
Встречи
родительской общественности с администрацией детского сада,
педагогами целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с
требованиями дет- сада, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного
обсуждения возможно составление программ Действий, перспективных планов
совместной работы.
Индивидуальная
работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.
Особенно важна деятельность родительского комитета. Родительский актив — это
опора педагогов, при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации жизни
детского сада, решению проблем коллектива.
Родительский
клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов
специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов
воспитания. Пивное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и
взаимная заинтересованность.
• Как организовать совместную
деятельность родителей и детей?
Одна из главных задач педагогов образовательного
учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье,
реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы
познавательной деятельности: творческие отчеты по предметам, дни
открытых уроков, турниры знатоков, выпуск предметных газет и т. д. Родители
могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов,
непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные
команды. Это могут быть конкурсы «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»;
читательские конференции «Круг семейного чтения» и пр.
Формы
трудовой деятельности: оформление помещений группы,
благоустройство и озеленение площадки для прогулок, посадка аллей, создание
библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений»
и др.
Формы
досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей,
просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы,
экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют
деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое
распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День
отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы:
«Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс
хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и
т. п. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности,
музеях и т. д.
|