Воспитание детей неразрывно связано с
педагогическим просвещением родителей. Именно
родителями закладываются основы характера
ребенка, формируются особенности его
взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая
семья по-своему определяет для себя процесс
воспитания, но каждая, в силу разных
обстоятельств и пусть в разной степени,
нуждаются в квалифицированной педагогической
помощи.
Не всякий родитель принимает эту помощь. И
задача педагога, непосредственно наблюдающего
ребенка и знающего его проблемы, привлечь
родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере,
подвести его к знанию и пониманию педагогических
принципов. Формы работы с семьей по
педагогическому просвещению разнообразны.
В этой статье речь пойдет о воспитании
честности и правдивости у детей дошкольного
возраста.
Поговорим о честности.
- Честность, правдивость важно формировать с
самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и
семьи, характер взаимоотношений взрослых с
детьми должны способствовать воспитанию у них
честности и правдивости. Быть честным и
правдивым - это значит открыто заявлять о своем
мнение, желании, поступать в соответствии с ним,
признаваться в совершенном поступке, не боясь
наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и
вины. Малыши по своей природе открыты и
простодушны, они не склонны хитрить и обманывать.
Правдивость и непосредственность проявляют они
в поступках, суждениях, оценках, в откровенных
высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок
овладеет понятиями нравственности, тем
вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и
искренность.
- Честность - это открытое, искреннее отношение
к людям и вещам.
- Каковы причины детской лжи?
- Проявление лжи - это чаще всего вынужденный
поступок в ответ на неправильные действия
взрослых:
- боязнь наказания за поступок,
- стремление переложить свою вину на другого
ребенка,
- желание получить незаслуженную награду.
Например, отец пообещал купить сыну игрушку при
условии, если он будет следить за своим костюмом.
Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал
костюм. Желание получить игрушку было настолько
велико, что побудило его к обману: в ответ на
упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он
отнял у сверстника игрушку, так как она ему была
очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал
его, то такое воздействие принимается им как
несправедливое и побуждает в будущем прибегать
ко лжи.
- Лживость следует отличать от тех случаев,
когда ребенок фантазирует.
Фантазируя, малыш выражает подчас те желания,
которые ему недоступны в жизни. Вот почему он
часто выдает желанное за действительное, не имея
ни малейшего намерения обмануть: с легкостью
придумывает истории, в которых он главное
действующее лицо; рассказывает о приключениях,
где он выглядит храбрым и умным, находчивым и
ловким.
- Я самый сильный! - утверждает 5-летний
фантазёр. Жажда самоутверждения, развивающиеся
чувство собственного достоинства, стремление
выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть
признанным в обществе товарищей толкают его на
явные преувеличения.
Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая
ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его
мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно
передает события, а когда искажает их, т.е.
деликатно показать - выдумке не верят. Ребенку
не говорят "Ты выдумываешь!", "Это неправда!"
"Не лги!" или оскорбительное "Врёшь!" Открытое
недоверие унижает в нем чувство собственного
достоинства, особенно если подобные
формулировки произносятся в присутствии
товарищей.
- Можно ли недоверием воспитывать правдивость?
- Дети часто действуют под влиянием чувств:
увидел - понравилось - захотелось - взял; что
расстаться с понравившейся вещью - выше их
возможностей - не могут побороть желание
усилием воли; что они не знают многих
общественных понятий. Ребенку трудно понять,
почему найденную вещь возвращают хозяину. "То,
что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом свою
роль играет пословица, которую слышат дети "Что
упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и
не считается следующим хозяином.
- Психолог Л. Наумов в книге " Год за годом"
отмечает: у 4-летнего ребенка: понятие о "праве на
собственность" весьма своеобразна: он считает,
что ему принадлежит все, что он видит. Для него
"держать в руках" - все равно, что "владеть".
Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему,
потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он
может сунуть ее в карман и унести домой" .
Действительно, некоторые люди иногда уносят из
сада домой игрушки или какую-либо другую вещь.
- Как вы думаете, какими мотивами действует
ребенок?
1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и
хочет поиграть с ней или показать близким.
2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки
прячут.
-Среди старших дошкольников бывают случаи
сознательного присвоения вещей или нарушения
правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с
целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок
допустил нечестный поступок впервые,
воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а
поступил плохо. Может ли это быть? (т.е.
подчеркивается: отрицательный поступок -
случайность)". Стыдить, обсуждать поступок при
всех или наказывать ребенка за ложь или
нечестный поступок педагогически неправильно,
так как в следующий раз, стараясь избежать
наказания, ребенок начнет все более изощряться в
обмане.
- :Воспитательница заметила, как Кирилл
украдкой положил в свой кармашек маленькую
фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила,
ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой,
положит её на место. Но после прогулки там ничего
не оказалось:.
- Как поправить ребенка и в то же время не
обидеть его подозрением в намеренности поступка?
- Только знание истинной причины, побудившей
ребенка утаить правду или взять чужое, поможет
воспитателю определить свое действие в каждом
конкретном случае.
Безусловно: ребенок в силу психологических
особенностей может ошибаться, но всегда способен
устоять против соблазна, иногда даже пытается
делать "пробы" в нечестных поступках.
Обязанность воспитателя предвосхищать
проступок, помогать ребенку удерживаться от
проявлений нечестности.
: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается
незаметно положить её на полку. Как отнестись к
ней?
Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки
или нечестные люди? Нет, чадя самолюбие ребенка,
лучше помочь ему избежать нечестного поступка.
- Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку.
Положи её пока отдельно, а то забудешь подклеить
её, - спокойно замечает воспитатель.
Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А
воспитатель, как бы не замечая её состояния,
говорит:
- Вечером непременно починим книгу. И тогда
положим её вместе с другими. Запомни, пожалуйста,
никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно
сломала, порвала или испортила. Честные дети
всегда говорят об этом открыто.
От воспитателя требуются постоянный контроль
задействиями детей, особенно за теми, которые
склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не
должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе
ребенок будет говорить правду, если он знает, что
могут проверить.
- Как вы думаете, что способствует формированию
у детей честности и правдивости? Какая
обстановка должна преобладать в детском саду и
дома?
- Способствует установление обстановки
искренности и доверия к ним, внимания к их
запросам и собственным обещаниям. Надо с особым
тактом подходить ко всем проявлениям
нечестности.
Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя
различной их деятельностью, воспитатель влияет
на их поведение и взаимоотношения, нравственное
развитие в целом, ибо правдивость, честность не
формируются изолированно от моральных основ
личности. Именно вместе с расширяющимся кругом
нравственных представлений дети более глубоко
осмысливают, что значит быть правдивым, честным в
действиях.
- Этому способствует правила, которые
ориентируют их, как поступать по законам совести.
Итак:
- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем
детям;
- в распределение ролей в играх, в установлении
очередности будь честен и справедлив;
- соблюдай правила игры;
- любое поручение выполняй добросовестно;
- дал слово - держи его;
- умей открыто признаться в своей вине, не
перекладывай вину на другого;
- не бери без спросу чужого;
- сломал игрушку, открыто признайся
воспитателю.
Стараясь добиться от детей осмысленности и
устойчивости в выполнение правил, воспитатель
раскрывает их нравственную сущность. (Ты не
признался, а из-за этого могли подумать на
другого.)
И в этом плане неоценимый помощник -
художественная литература. На примерах
художественной литературы и жизненных ситуаций,
а также а также опираясь на стремление самого
дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит
детей к очень важным понятиям: хороший человек
честен, правдив, справедлив; он честен и
добросовестен в труде; справедлив и правдив в
отношениях с людьми на работе и у себя дома.
Хорошие дети поступают так же.
Эти правила станут жизненным правилом,
регулирующим поступки детей, если воспитатель
опирается на их чувственный опыт: любое правило,
эмоционально пережитое, осмысливается более
глубоко. В этой связи особое значение
приобретают беседы на этические темы.
Воспитатель может ставить детей перед решением
этических задач, опираясь на конкретные,
доступные для них ситуаций.
- Какие ситуации может предложить детям
воспитатель?
- Решающую роль в воспитании честности,
правдивости играет положительный опыт, главным
образом приобретаемый детьми в повседневной
жизни - в играх, на занятиях, в выполнение
трудовых обязанностей.
Задача родителей - воспитывать у детей
брезгливость ко лжи, как чему - то запрещенному,
некрасивому, унижающему достоинству человека. |