Модернизация российского образования предполагает отведение семье
исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка.
Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку
любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение
являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего
эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные
особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия.
В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде
физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое
развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено
на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление,
прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других
семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и
воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать,
пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях
игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным
последствиям. Результатом такого "неумения” родителей является нарастание
тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки
в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания,
импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.).
Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего
возраста имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.
Анализ контингента детей, поступающих к нам в детский сад, в группу раннего
возраста показал, что увеличивается количество детей нуждающихся в ранней
психолого-педагогической помощи. Поэтому была открыта группа, где осуществляется
индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь с учетом состояния
здоровья, темпа уровня развития, возраста и характерологических особенностей
ребенка.
Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его
главными авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться
подражать. Нервная система ребенка необычайно пластична и способна к изменению,
перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать
целенаправленную работу по коррекции нарушений.
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и
привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания
пространства "детский сад – семья” в нашем учреждении была разработана программа
взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная
в рамках детско-родительского клуба "Растём вместе”.
Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на
принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена
по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической
помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
- Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном
учреждении.
Адресатом программы являются дети раннего возраста и их родители.
Программа реализуется в течение 9 месяцев педагогами дошкольного учреждения:
учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.
Общее время проведения программы – 16 часов. Встречи организуются 2 раза в
месяц по 1 часу. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе
проводится теоретическая часть – 30 минут, на втором этапе – практическая часть
с детьми и привлечением других педагогов – 30 минут.
Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы
являются групповая дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических
ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание
работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к
развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о
проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.
Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с
детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр,
направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая
моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных
игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием
игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной
познавательно-творческой деятельности.
В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами
деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.
Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются
отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта,
обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком.
Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских
отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи
развития ребёнка.
Таким образом, программа "Растем вместе” носит комплексный характер. В
ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста.
Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют
психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на
занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты, музыкальное сопровождение,
которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.
Учебно-тематический план программы детско-родительского клуба "Растём
вместе”.
Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс.
Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей
потребность в совместной деятельности с ребёнком.
№ п/п |
Наименование раздела. |
Всего часов |
В том числе |
теоретические |
практические |
1 |
Презентация программы семейного
клуба "Растём вместе”. Знакомство родителей с пространством детского
сада. |
1 |
1 |
- |
2 |
Родительские ожидания. Итоги
анкетирования. |
1 |
1 |
- |
3 |
Развитие ребёнка раннего возраста. |
1 |
1 |
- |
4 |
Игрушка в жизни ребёнка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Непослушный ребёнок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Песочная терапия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Водная терапия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Арт-терапия. Новый год. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Капризы детей. Песочная терапия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Стили общения в семье. Арт-терапия.
Божья коровка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Если ребёнок кусается…Водная
терапия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Безусловная любовь к ребёнку.
Арт-терапия. Зайчик и его друзья. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Наказываете ли вы ребёнка? Песочная
терапия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Психомоторное развитие ребёнка.
Арт-терапия. Мишка пришёл в гости. |
1 |
0,5 |
0,5 |
15 |
Общение детей. Водная терапия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16 |
Итоговое занятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Результатом реализации программы является повышение уровня педагогической
компетенции родителей в вопросах развития детей, возрастных особенностей и
игрового взаимодействия с детьми, социализация ребёнка на основе оптимизации
семейной микросреды в целом и взаимоотношений между детьми и родителями в
процессе продуктивной игры, положительные изменения в умственном и
эмоционально-личностном развитии детей.
Контроль за реализацией программы осуществляется педагогом-психологом в
начале и конце учебного года в качестве диагностического инструментария
используется методика психолого-педагогического обследования детей
Е.А.Стребелевой. Родителям предлагается анкета, в которой они отмечают
изменения, происходящие с ребёнком.
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны
поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при
объединении усилий семьи и дошкольного учреждения.
|