Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, наш
педагогический коллектив ориентировался на последние исследования по данной
проблеме, проведенные в Центре «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, изучал
работы ученых Института развития дошкольного образования РАО (А.Кошелева,
М.Медведева, В.Кудрявцева), анализировал Концепцию дошкольного воспитания,
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Воспитатель и родитель: сотрудники или соперники?
Воспитателям нашего ДОУ близки и понятны ведущие идеи новых нормативных
документов о том, что семья и детский сад связаны формой преемственности. Однако
дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не
принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных
институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них
свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в
интересах ребенка. Первым шагом в этом направлении педагоги считают
установление доверия между семьей и детским садом, которое позволит
корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В детском саду разрабатываются различные формы взаимодействия с семьями.
Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного
творчества. Их цели – вовлечение родителей в процесс развития художественных
способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей
через организацию условий для совместного творчества.
Работа с родителями: этапы сотрудничества.
Воспитание и развитие ребенка в том числе и творческое, невозможно без
участия родителей, Что нужно делать, чтобы родители и воспитатели стали
единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и
художественного воспитания детей?
Во-первых, достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны,
что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а
поняв его, помочь ему.
Во-вторых, убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную
роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
В-третьих, воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым
продуктам детской деятельности.
Работа по организации выставки начинается за 2-3 недели до ее проведения:
составляется объявление в стихотворной форме – пожелание о конкурсе, с указанием
темы, используемых материалов.
При подготовке к конкурсу особое внимание уделяется подготовительной работе с
детьми. Воспитатели пытаются увлечь их этой деятельностью, чтобы они
активизировали к сотворчеству своих родителей, стараются заинтересовать детей,
побуждают к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют
интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок и
активно участвуют в конкурсах : «Природа и фантазия», «Волшебница осень»,
«Новогодние чудеса», «Зимняя фантазия» и других.
В помощь родителям педагоги подбирают и выставляют методическую литературу, а
также дают рекомендации, из каких материалов, как и что можно сделать.
Выставка работ оформляется торжественно. Важно, чтобы все шедевры были
оценены по достоинству и не остались незамеченными, чтобы на такую красоту
смогли посмотреть все воспитанники дошкольного учреждения и их родители.
Экспозиции детско-взрослых работ мы представляем как важное событие детского
сада. Выставки организуем в коридоре первого этажа( центральное место в детском
саду), поэтому посмотреть их могут все желающие. Каждая поделка должна
располагаться так, чтобы ее можно было хорошо рассмотреть. Продолжительность
выставки составляет от двух недель до месяца в зависимости от материала, из
которого изготовлены экспонаты.
Секреты удачной выставки.
Сначала участие в выставках принимали несколько групп и экспозиции были
довольно скудными. Затем интерес родителей проснулся интерес, появился
соревновательный момент. Поделки изготавливались из самых разнообразных
материалов в зависимости от темы. Экспонаты выставок 2010-2011 превзошли все
ожидания. В работу включились буквально все родители. Сколько фантазии и выдумки
было в поделках! А ведь в их создании принимали участие не только дети старших и
подготовительных групп, но и малыши.
После оформления выставки проводятся организованные экскурсии для детей с
воспитателями (днем) и посещения детей с родителями (вечером). Дети с большим
интересом рассматривают экспонаты, испытывают гордость за результат, показывают
друзьям свои совместные с родителями поделки. Любые достижения наших детей не
остаются без внимания. За активное участие в конкурсе и подготовку замечательных
поделок группам вручаются благодарственные письма. Все участники и победители
награждаются грамотами, дипломами и подарками.
Сколько разнообразных тайн открывает ребенок, окидывая любопытным взглядом
поделки. Но они могут и не открыться, если не помочь малышу увидеть эту красоту.
Дети доверчивы. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Труд по
изготовлению поделок, композиций способствует развитию художественных
способностей, а также личности ребенка, воспитанию его характера. Под
руководством любящих взрослых у ребенка формируются такие качества, как
целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В
процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, и
это приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Он начинает
понимать, что конечный результат зависит от него, учится распределять
обязанности между членами семьи и планировать процесс изготовления предмета
выставки. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время,
занимаясь общим делом.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки
родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с
детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.
Родители оставляют прекрасные отзывы о выставках:
- «Спасибо огромное за организацию выставок, а также воспитателям,
родителям и детям, которые приняли активное участие. Дети познают мир
вокруг. Очень благодарны. С удовольствием примем участие во всем, что
касается наших детей и детского сада» семья Соколовых.
- «Выставка детских работ мне очень понравилась, работы отличались
многообразием, видно что родители и дети старались проявить выдумку и
фантазию» Мослова Ю.Б.
|