Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна,
т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих
составных: осознаваемое и несознаваемое –
сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение
имеет фиксированное отношение к себе, к другим и
к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно
важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют
родительские установки. Бесспорно, родители
– самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах
психоэмоционального развития, непререкаем и
абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и
справедливость родителей у ребёнка
непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности,
ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими
защитными механизмами, не способен
руководствоваться осознанными мотивами и
желаниями. Родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным
обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут
отрицательно проявиться в поведении ребёнка,
делая его жизнь стереотипной и эмоционально
ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны,
слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны,
формируются с раннего детства, и, чем раньше они
усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув,
установка не исчезает и в благоприятный для
неё момент жизни ребёнка воздействует на его
поведения и чувства. Оружием против негативной
установки может стать только контрустановка,
причём постоянно подкрепляемая положительными
проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь"
победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать
подтверждение своим способностям в реальной
деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских
установок положительна и способствует
благоприятному развитию личного пути ребёнка. А
раз они помогают и не мешают, то и осознавать их
не обязательно. Это своеобразные инструменты
психологической защиты, помогающие ребёнку
сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Примером исторически сложившихся и передаваемых
из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются
пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым
адаптационным смыслом, где добро побеждает зло,
где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто
встречающихся негативных родительских
установок. Обратите внимание на те последствия,
которые они могут иметь для личности ребенка, и
научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните,
не слышали ли вы нечто похожее от своих
родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и
установки вы даёте своим детям. Сделайте так,
чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в
ребёнке веру в себя, богатство и яркость
эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
Сказав так: |
подумайте о последствиях |
и вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить
не будет…". |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость,
безынициативность, подчиняемость,
приверженность стереотипному поведению. |
"Будь собой, у каждого в жизни будут
друзья!". |
"Горе ты моё!" |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное
отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с
родителями. |
"Счастье ты моё, радость моя!" |
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность,
тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, страхи, повышенное
эмоциональное напряжение. |
"Поплачь, будет легче…". |
"Вот дурашка, всё готов раздать…". |
Низкая самооценка, жадность, накопительство,
трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
"Молодец, что делишься с другими!". |
"Не твоего ума дело!". |
Низкая самооценка, задержки в психическом
развитии, отсутствие своего мнения, робость,
отчуждённость, конфликты с родителями. |
"А ты как думаешь?". |
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". |
Трудности в общении с родителями,
идентификация с родительским поведением,
неадекватная самооценка, упрямство, повторение
поведения родителя |
"Папа у нас замечательный человек!"
"Мама у нас умница!". |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". |
Неуверенность в своих силах, низкая
самооценка, страхи, задержки психического
развития, безынициативность, низкая мотивация к
достижению. |
"Попробуй ещё, у тебя обязательно
получится!". |
"Не кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая агрессивность, повышенное
психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность. |
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". |
"Неряха, грязнуля!". |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание
к себе и своей внешности, неразборчивость в
выборе друзей. |
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист
и аккуратен!" |
"Противная девчонка, все они
капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник,
все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о
мальчике). |
Нарушения в психосексуальном развитии,
осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола. |
"Все люди равны, но в то же время ни один не
похож на другого". |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от
тебя к другому ребёнку!". |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение
одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, "уход" в себя или "уход" от
родителей. |
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый
любимый!". |
"Жизнь очень трудна: вырастешь –
узнаешь…!" |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность
судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям,
подозрительность, пессимизм. |
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет
хорошо!". |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" |
Нарушения взаимоотношений с родителями,
"уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность. |
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся
вместе!" |
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут
болеть, и будешь то-о-ол-стая!". |
Проблемы с излишним весом, больные зубы,
самоограничение, низкая самооценка, неприятие
себя. |
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д." |
"Все вокруг обманщики, надейся только на
себя!" |
Трудности в общении, подозрительность,
завышенная самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
"На свете много добрых людей, готовых тебе
помочь…". |
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой
некрасивый!". |
Недовольство своей внешностью, застенчивость,
нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка,
неуверенность в своих силах и возможностях. |
"Как ты мне нравишься!". |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай
разрешения у старших!". |
Робость, страхи, неуверенность в себе,
безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, нерешительность,
зависимость от чужого мнения, тревожность. |
"Смелее, ты всё можешь сам!". |
"Всегда ты не вовремя подожди…". |
Отчуждённость, скрытность, излишняя
самостоятельность, ощущение беззащитности,
ненужности, "уход" в себя", повышенное
психоэмоциональное напряжение. |
"Давай, я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем
давай сдачу!". |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность,
отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение
вседозволенности. |
"Держи себя в руках, уважай людей!". |
Естественно, список установок может быть
значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень
полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы,
невзначай и не со зла, может "всплыть" в
будущем и отрицательно повлиять на
психоэмоциональное благополучие ребёнка, его
поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в
подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если
вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас,
стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут
ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит
делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не
нужна оценка его поведения и поступков, его
просто надо успокоить. Сам ребёнок – не
беспомощная "соломинка на ветру", не робкая
травинка на асфальте, которая боится, что на неё
наступят. Дети от природы наделены огромным
запасом инстинктов, чувств и форм поведения,
которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания
детей зависит не только от опыта и знаний
родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться! |