Все дети, независимо от их индивидуально-психологических
особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого,
сознательно использующего различные методы и приемы для формирования
определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают
устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и
любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными
индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности
высшей нервной деятельности, изменяя при этом их нежелательные проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание
обращают на воспитание устойчивых интересов, нравственных мотивов поведения.
Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится
терпение, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело
до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств
позволит ребенку сознательно соблюдать правила и выполнять требования
взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и
самоуверенность.
Воздействие взрослого формирует умение ребенка
сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности. Если отец
готовит ужин, то он может спросить сына: «Ты хочешь мне помочь?» Когда ребенок
согласится делать это, можно объяснить, для чего нужна его помощь: «Мама
немного болеет. Она очень грустная сегодня. Давай сделаем ей приятное —
приготовим что-нибудь». Сын с большим желанием включается в работу. Ему
поручено занятие довольно однообразное — чистить вареный картофель. Он быстро
охладевает к поручению и начинает отвлекаться или говорить, что хочет пойти
играть. Постарайтесь удержать его, обратившись к опыту ребенка: «Вспомни, когда
ты болеешь, я и мама стараемся обрадовать тебя. Мама готовит тебе твои любимые
блюда. Тебе бывает приятно?» Сын вспоминает: «Мама готовила для меня очень
вкусные блинчики с мясом, когда я болел. Я их очень люблю». Обратитесь к нему
как к взрослому, попробуйте вместе с ним вспомнить, что мама любит и что можно
быстро приготовить. Может быть, это окажется салат, а картофель для него чистит
ребенок. «Заканчивай скорее, мама ждет», — поторапливает отец сына. Но ребенка
больше привлекает игра, и он не хочет доводить начатое до конца. В этом случае
не бойтесь показать ему свое неудовлетворение или обиду. Это не должно
выражаться в виде нотаций, долгого выговора, Достаточно сказать: «Если хочешь,
то можешь идти играть, но ты меня обидел. Ты поступаешь не по-мужски»,
Если сын все сделал вместе с отцом, то наградой ему будет
удовлетворение от работы, дела, доведенного до конца. Да и улыбка мамы, ее
благодарность тоже ему запомнится. Если же работа закончилась без участия сына,
то во время ужина достаточно косвенной оценки (мама благодарит папу за ужин).
Такое отсутствие оценки особенно подействует на ребенка. В следующий раз в
подобной ситуации Ваш сын постарается вести себя по-другому.
Подобные воздействия взрослых воспитывают в дошкольнике
способность к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведение в повседневной
жизни.
В воспитании детей другого типа — возбудимых,
неуравновешенных — родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание,
настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы
своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными, и терпеливыми.
Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку
объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость соблюдения
правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, стараясь быть требовательными.
Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он
будег делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить
поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как
их избежать. Не забывайте иногда подходить к малышу — ему может понадобиться
Ваша помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости,
сходить к соседям с какой-нибудь просьбой. Подобные задания требуют от ребенка
внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть проявления
тех качеств, которых ему недоставало. Взрослые высоко оценивают именно эти
качества, проявленные неуравновешенным ребенком, и таким образом содействуют
тому, чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
Необходимы также специальные игры, направленные на
развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются
в литера гуре, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с
различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад
можно поиграть в игру «Называем все вокруг» с условием, что, как только
встретится прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей особое внимание
обращается на формирование активности, инициативности, любознательности,
развитие умения быстро переключаться с одного дела на другое. С ними особенно
часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение таких
детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это
способствует созданию привычки быть всегда занятым, всегда активным. Если
ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться.
Полезно делать с ним что-нибудь наперегонки, стараться дать ему ограниченное
время для выполнения поручения. При этом можно считать время (например, при
одевании) или напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу,
посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать это.
У таких детей развивают точность, ловкость, быстроту движений: чаще играют с
ними в подвижные игры, требующие этих качеств.
Важно развивать воображение детей, сообразительность.
Рассказывая сказку, можно на каком-то месте ее прервать, а ребенку предложить
продолжить. На прогулке малыш рассказывает о лесе. Вернувшись с нее, он может
вспомнить, какую птицу видел и т. д.
Научите ребенка выражать свои чувства: жалость, радость
за другого. Для этого обращается внимание на эмоциональные проявления взрослых
в семье, персонажей книг и телевизионных фильмов. Ребенок должен уметь вовремя
предложить свою помощь. Напомните ему, как это делает папа. Подобные навыки
общения облегчат вхождение малыша в новый коллектив сверстников, сформируют в
нем общительность и доброту.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго
соблюдают режим дня, дают ребенку только посильные задания и помогают ему.
Обращения к нему отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным,
доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если дается
какое-то поручение, то следует помнить, что оно будет выполняться очень
тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать
внимание на мелочи.
В ранимых детях воспитывают веру в свои силы,
инициативность, самостоятельность, общительность. Нельзя обращать внимание на
проявление застенчивости или неправильные действия ребенка при посторонних.
Нельзя запугивать чувствительных детей — им и так свойственна боязливость,
страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха, Если
ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить
свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно
провести это в игровой форме (например, «Разведчики»). Воспитывая смелость,
нужно научить малыша преодолевать страх. Если он испугался ползущей по земле
гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в Ваших руках, возьмет в
свои. Одобрите его действия: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите
радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность.
Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что Вы с
пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не
так, не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму
относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря
терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке
смелости, самостоятельности малыша, у дошкольника появляется уверенность в
своих силах, он становится общительным и доверчивым. |