Если человек загадывает на года, он
сеет хлеб,
Если человек загадывает на десятилетия, он
сажает деревья,
Если человек загадывает на века, он воспитывает
детей.
Старинная японская мудрость
В развитии личности на сегодняшний момент
отмечен приоритет семейного воспитания.
Объясняется это просто: наиважнейшие качества
человека, основа социального "я” закладываются
в самом раннем возрасте. И семья выступает как
важнейший фактор их развития. Все родители хотят
воспитать в ребёнке свободную, творческую
личность. Но для этого им самим необходима
помощь, чтобы достигнуть взаимопонимания со
своими детьми.
Главная задача взаимодействия воспитателей с
родителями – установление партнёрских
отношений, которые позволяют объединить усилия в
воспитательном процессе, создать атмосферу
общности интересов.
У каждого педагога есть своя "изюминка” в
общении с родителями.
Хотим поделиться своими находками. Хотелось бы
заметить, что родители на обычных родительских
собраниях, воспринимая информацию, в большинстве
пользуются одним или двумя сенсорными каналами,
то есть они или пассивно слушают, или
воспринимают материал только зрительно.
Воспитатель использует роль информатора, а
родители роль копилки. Мы задумали изменить эту
практику. В ходе проведения индивидуальных
консультаций, анкетирования выявили, что
родители в группе разного статуса, разного
возраста вероисповедания. Во время бесед с
родителями узнали, что они испытывают трудности
во взаимодействии с детьми, особенно сталкиваясь
с отклонениями в их поведении, такими как
агрессивность, гиперактивность, тревожность,
застенчивость. Основные причины таких
отклонений: нервно-психические нарушения,
неверный подход родителей к воспитанию, незнания
основных закономерностей развития дошкольника.
Для налаживания эффективного взаимодействия
воспитателей и родителей создан клуб "Диалог”,
учитывающий как запросы семьи, так и цели работы
дошкольного образовательного учреждения.
Первое заседание клуба провели к празднику
"День матери”, где родители увидели интервью
детей о себе, вспомнили себя в этом возрасте и
свои игры.
Во время беседы выяснилось, что не все дети
знают своих бабушек и дедушек, живущих в другом
городе. Тогда возникла идея создать новый проект
"Семейное дерево”. Попросили родителей
принести фотографии своих родных.
Для проведения следующего заседания выбрали
музыкальный зал. Дети сидели вместе с родителями.
Удивление и восторг произвел кот Мурлыка,
который поделился, как плохо ему жить одному.
Создалась проблемная ситуация – нужна семья. По
просьбе ведущей кот слушал рассказы детей о
своей родословной. А в подарок каждая семья
получила заламинированное "Семейное дерево”,
которые тут же папы прикрепили к кабинкам своих
детей в приемной. Дети после выходных приходили и
рассказывали, показывали, у какой бабушки
гостили или кого принимали в гости сами. Кот
Мурлыка устал, помощь пришла в лице психолога –
которая рассказала, как снять вечернее
раздражение, усталость несколькими
упражнениями. Выполнили все вместе и дети и
родители. После физической паузы предложили
совместную работу "Надуем и оживим шарик для
кота Мурлыки”. После завершения работы родители
были удивлены, что творчеству и фантазии не было
предела, для украшения шара в ход шли косынки,
шарфы, носовые платки и даже папин галстук.
С какой гордостью выходили дети с родителями и
рассказывали о поделках. Стали появляться
вопросы: "А когда в следующий раз соберёмся?”
Следующий раз родители сами предложили
построить горку и собрались в субботний день
вместе с детьми. Построили ещё и крепость, залили
ледяную дорожку. Родители высказывали мнение,
что такие встречи необходимы, так как дают
возможность почувствовать единение друг с
другом, расширить круг знакомств и интересов,
помогают найти общий путь в воспитании.
"Воспитывать надо сообща, воспитывать надо
вместе!” - это высказывание стало девизом клуба.
Прекрасной идеей стала идея мамы Тани: сделать
газету к 1 апреля "Говорят наши дети”. Все
принесли интересные, смешные высказывания детей.
И воспитатели приняли в этом участие. В газете
были высказывания их детей. Читая газету с
весёлыми лицами, родители "заряжались” бодрым
настроением. Главное видеть, что в выигрыше дети,
так как здоровый юмор, дружба и любовь могут
творить чудеса. И нам, как педагогам, хотелось
подчеркнуть, что именно родители являются
первыми воспитателями детей, и что мы понимаем
главенствующую роль семейного воспитания.
Мы планируем продолжать работу клуба. По
предложению родителей придумать эмблему и
написать устав. Данная форма работы помогает
родителям научиться понимать особенности детей,
выбирать оптимальные способы взаимодействия с
ними. Они научились понимать и принимать позицию
ребёнка, пытаться его глазами увидеть
окружающее, стремиться к установлению тесных
эмоциональных контактов с ним, так как
взаимоотношение с другими людьми, их поступки –
важнейший источник формирования чувств
дошкольника: радости, нежности, сочувствия и
других переживаний.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что семья и дошкольное учреждение – два важных
социальных института социализации ребенка. И
хотя их воспитательные функции различны,
положительные результаты достигаются только при
умелом сочетании разных форм сотрудничества, при
активном включении в эту работу всех членов
коллектива дошкольного учреждения и членов
семей воспитанников. Главное в работе –
завоевать доверие и авторитет, убедить родителей
в важности и необходимости согласованных
действий семьи и дошкольного учреждения. Без
родительского участия процесс воспитания
невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Поэтому особое внимание должно уделяться
внедрению новых нетрадиционных форм
сотрудничества, направленных на организацию
индивидуальной работы с семьей,
дифференцированный подход к семьям разного типа.
|