К формам вовлечения родителей во
взаимодействие с дошкольным образовательным
учреждением относится "Домашняя математическая
игротека". Она используется в практике работы
дошкольного учреждения, как форма
опосредованного обучения детей. Она знакомит
родителей с играми, игровыми упражнениями и
заданиями на закрепление различных навыков.
Отбирая и разрабатывая материал для данного
раздела, педагоги учитывают и большую
загруженность родителей ежедневными домашними
делами, и накопленную к концу дня усталость.
Среди прочих дел дома рекомендуется играть на
кухне, по дороге в детский сад, из детского сада,
во время прогулки с ребёнком.
Цель работы:
- Формировать интерес к интеллектуально -
познавательному общению с ребенком и навыки
партнёрской деятельности.
- Помогать родителям через "включённое"
наблюдение увидеть процесс математического
развития собственного ребёнка, оценить его
достижения, учебные и коммуникативные навыки,
выявить его затруднения.
- Познакомиться с содержанием образовательной
работы по математике и с методами
опосредованного обучения.
- Закреплять и обогащать математические
достижения дошкольника, развивать умения
взаимодействия с партнёром в новой для него
ситуации.
- Игры способствуют развитию наблюдательности,
внимания, памяти, мышления, речи, формированию
логических операций, совершенствованию
представлений сравнении, классификации,
символическом изображении и знаках.
Домашняя математическая игротека.
- Поощрять детей выполнять различные действия
пальцами: застёгивать и расстегивать пуговицы,
шнуровать ботинки, нанизывать бусы на веревочку,
перебирать различные мелкие предметы,
раскладывать их в определённом порядке.
- Предложить мальчикам во время уборки игрушек
поставить все маленькие машинки на одну полку, а
все большие на пол.
- Предложить девочкам посадить за один стол всех
больших кукол, а за другой стол - всех маленьких
кукол. Проверить, как дети выполнили задание.
Спросить: как они расставили игрушки, сколько и
каких игрушек, какой они величины.
- Обращать внимание детей на форму предметов в
окружающем мире, их количество. Назвать предметы
круглой, квадратной, прямоугольной формы.
Например: скатерть квадратная, часы круглые,
картина прямоугольная и т.д. Выложить из палочек
квадрат, прямоугольник, треугольник.
- Разрезать большие квадраты на треугольники,
прямоугольники, квадраты и составить из них
домик, квадрат и т.д.
- Выложить из счётных палочек (спичек) цифры: 0, 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 9, 10.
- При общении с детьми дома, в повседневной жизни
обращать внимание детей на цифры. Например: цифры
есть на доме, на дверях квартир, в календарях, на
машинах, на автобусах и т.д. Закреплять числа в
быту, например, поставить на стол три чашки,
спросить: "Сколько нужно поставить тарелок,
положить ложек, если обедать будут три
человека".
- Дома чаще использовать в занятиях с детьми
счётные палочки. Например, пусть дети
выкладывают из коробочки по одной палочке то
левой, то правой рукой, а затем кладут по одной
палочке в коробку. Выкладывать из палочек
различные фигуры. Такие занятия способствуют
развитию мелкой моторики рук, что очень важно для
общего развития ребёнка.
- Дома рассматривать книги о животных.
Рассмотреть внешний вид животного. Спросить у
ребёнка: "Сколько у животного ног (лап), какие
они: длинные или короткие, какой хвост, уши, шея".
Пусть дети в речи отражают признак величин.
- Приобрести мозаику, домино, лото, включающее
геометрические фигуры. В процессе игры уточнять
название фигур.
- Отсчитывать и выкладывать из палочек цифры по
названному числу. Например: "Я назову число, а ты
отсчитай столько же палочек и выложи цифру 4".
- Попросить детей построить гаражи для машин с
длинным прицепом и для машин без прицепа.
Спросить, какой длины один гараж и другой гараж.
- Обращать внимание детей на то, что день
становиться длиннее, а ночь короче или наоборот.
- Рассмотреть с детьми книжку, где изображены:
заяц, волк, медведь. Сравнить по длине уши и
хвосты.
- Во время приготовления обеда обратить внимание
ребёнка на морковки. Спросить: какая длиннее,
какая короче, какая толще, какая тоньше, есть ли
одинаковые.
- Дома предложить ребёнку накрыть на стол:
расставить тарелки, разложить ложки и вилки.
Спросить, хватит ли всем посуды? Чего больше
(меньше) поставили? С какой стороны лежит ложка,
вилка, нож.
- Сравнить ладони взрослого и ребёнка. Спросить:
"Чья ладонь больше (меньше)".
- Большинству детей требуется немало времени,
чтобы различать "право" и "лево". Когда
ребёнок надевает обувь, варежки, берёт ложку в
руку, держит карандаш, спрашивайте, какой рукой
он работает.
- Обращать внимание на действия, которые
происходят в определённые части суток.
Спрашивать детей: "Когда мы будем завтракать?
Обедать? Ужинать? Гулять? Спать? В какое время
суток идём в детский сад? Из детского сада? Что
будем делать вечером, ночью? И т.д."
- Сравнивать предметы по величине. Например:
расставить кастрюли на столе, положить рядом
крышки и попросить ребёнка подобрать подходящую
крышку к каждой кастрюле.
- Обращать внимание детей на то, когда происходят
те или иные события, используя слова: вчера,
сегодня, завтра, послезавтра (что было сегодня,
что было вчера, что будем делать завтра).
- Предложить детям по памяти сравнить некоторые
знакомые предметы. Например: Что больше -
легковая машина или автобус? Что выше дом или
башня? Кто больше кошка или котёнок? И т.д.
- Поиграть в игру "Что изменилось?" Положить на
стол предметы, не более 5. Ребёнку необходимо
запомнить их расположение. Потом он закрывает
глаза. В это время поменять расположение
предметов. Открыв глаза, ребёнок говорит, что
изменилось. Затем родители закрывают глаза, а
ребёнок меняет предметы. Открыв глаза, родители
говорят, что изменилось. (Родители могут
специально ошибаться, чтобы ребёнок их
исправлял).
- Готовя обед, обращайте внимание детей на овощи,
фрукты. Спрашивайте, какое количество их пошло на
приготовление блюда, какой они формы.
Предлагайте детям отсчитывать овощи и фрукты по
названному числу. Например: отсчитай четыре
яблока и т.д.
|