Рекомендации по использованию предложенного материала:
✓ чтобы не забыть, в какие игры вы уже играли с ребенком, распечатайте материал и отмечайте пройденные этапы;
✓ если ребенку трудно даются
какие-либо элементы игры, отметьте его точный возраст и вернитесь к
этому материалу через 3–6 месяцев;
✓ обучайте ребенка ролевым играм,
это поможет ему прорабатывать в дальнейшем внутренние переживания, а
также научит продуктивной коммуникации со сверстниками;
✓ обязательно объясняйте правила игры четко и понятно;
✓ периодически просите повторить, как ребенок понял правила игры;
✓ разрешайте ребенку придумывать
свою игру, важно, чтобы ребенок смог объяснить свои правила, показать,
как играть, и проверить, правильно ли его поняли, а если нет, то суметь
исправить;
✓ отмечайте успехи ребенка, а над сложностями, неудачами предлагайте еще поработать.
1. «Магазин»
Вы можете отправить ребенка в
«магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить.
Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–8. В
этой игре полезно менять роли: и взрослый и ребенок по очереди могут
быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который
сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.
Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые
другие.
2. «Пары слов»
Предложите ребенку запомнить
несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом.
Например, вы называете пары «кошка – молоко», «мальчик – машина»,
«стол – пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем
называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе
слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар
слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3. «Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитываются 3–5
слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо,
цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из
слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при
повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного
семантического поля, например корова – теленок; близким по звучанию,
например стол – стон); ребенок должен найти ошибку.
4. «Рыба, птица, зверь»
Лучше, если в этой игре
участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый)
указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица,
зверь, рыба, птица…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен
быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу.
Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный –
ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно
проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок,
дерево и фрукт, мебель, имя.
5. «Снежный ком»
Ребенок называет
какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и
добавляет новое. Таким образом, каждый участник повторяет весь
предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление
рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты,
животные, мебель, посуда, и т. д.); из определений к существительному
(например, «Арбуз какой?». Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий,
большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный, и т. д.»). Более сложным
является задание на составление связного рассказа, когда каждый из
участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
6. «Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз (рассказов)
ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные
условия, транспорт, растения и т. п.
7. «Зашифруй предложение»
Ребенок слушает текст,
который читает ведущий. Для того чтобы запомнить этот текст, малыш
должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем
ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
8. «Придумай, как запомнить слова»
Объясните ребенку: для того, чтобы
хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как
классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов –
овощи, фрукты, одежда… Теперь предложите ему запомнить набор слов,
используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб,
гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец,
троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
Очень важно!
Развивайте ребенку
фонематический слух и аудиальную память. Ведь все взаимодействие в
детском саду, школе строится на устном общении, на понимании правил
игры, на понимании устных инструкций и их выполнении. У современных
детей более развит зрительный анализатор, так как они много смотрят
телевизор, используют гаджеты, а слуховой анализатор задействован
значительно меньше.
|