Рассмотрев основные линии развития
ребенка, его возрастные особенности, остановимся на последнем вопросе:
на каких принципах должно строиться общение взрослого с ребенком?
Главный принцип – принятие ребенка
таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями,
плюсами и минусами. Когда речь идет об отношениях внутри семьи, говорят о
безусловной любви к ребенку.
Если ребенка любят безусловно, он
это знает и чувствует постоянно, даже в сложных для него ситуациях,
когда родители выражают недовольство его поведением или успеваемостью,
наказывают за серьезный проступок (временным отказом от общения, отменой
планировавшегося праздника, похода в театр и т. п.). Впрочем, при таких
отношениях родители не переходят с оценки конкретных действий на оценку
личности в целом: скажем, ученик получил «двойку», и его осуждают за
отсутствие старания, но не делают глобальных выводов о низких умственных
способностях и будущей бездарной жизни. Общение в семье обычно имеет
положительный эмоциональный фон, успехам ребенка радуются, а его
небольшое продвижение в каком-нибудь деле обязательно замечают.
Дети, лишенные веры в постоянную и
искреннюю любовь, становятся неуверенными в себе и приобретают довольно
много других личностных отклонений. Еще хуже на развитии ребенка
сказывается его неприятие, отвержение или безразличие родителей. Причем
такая ситуация может возникнуть не только в так называемых
неблагополучных семьях; родители могут заботиться о ребенке и не
осознавать, что не принимают его по какой-то причине.
Хотя наша книга о развитии детей от
3 до 6 лет, но как хочется заглянуть вперед, чтобы знать, каким станет
мой ребенок через год, через пять лет. В этом плане интересна таблица
стадий развития личности ребенка по Э. Эриксону. Вы можете увидеть,
какие стадии уже прошел ваш ребенок и что вас ждет впереди. На первой стадии развития,
соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к
миру. При положительном развитии личности ребенок «выбирает»
доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком
сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника.
Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с
ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
Материнская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды,
вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка.
Вторая стадия соответствует раннему
возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и
отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности
не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители
помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания
требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Если
взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и
наказывают ребенка в этот период, у него возникают страх «потерять
лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если
стремление ребенка к независимости не подавляется авторитарно, то
устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими
людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным
ограничением.
На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует
в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других
сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и
обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение
ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние
инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли
и желания.
На этом возрастном этапе происходит
половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую. Это очень важный момент, и если вы
хотели мальчика, а у вас девочка или наоборот, то будьте внимательны,
именно в этот возрастной период начинает формироваться половая
принадлежность.
Чтобы правильно воспитывать детей,
необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные
особенности ребенка. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей
ребенка-дошкольника. Но и задержки в развитии также недопустимы. Поэтому
важно знать психофизиологические показатели развития детей раннего и
дошкольного возраста.
Дошкольный период – пора
интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это
время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное
с этим усложнение процессов нервной высшей деятельности. У малыша
повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их
анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий,
идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы
ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по
мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают
вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.
Дошкольник отличается
любознательностью, что отражается в его бесконечных вопросах «почему?»,
«зачем?». У ребенка развивается стремление к действиям, поступкам, в
которых он пытается показать свою самостоятельность. Ум его уже обогащен
понятиями и сведениями, приобретенными в разнообразной деятельности.
Ребенок 3–6 лет осваивает элементы учения, играет, знанимается лепкой,
трудом, конструированием и другими видами деятельности, которые
организуются взрослыми. Уже в младшем дошкольном возрасте усвоение
правил, связанных с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением
режима, происходит в результате опыта, накапливаемого ребенком в
трудовой деятельности по самообслуживанию, в игре, в общении с людьми.
Немаловажное значение имеют также
образцы для поведения, представленные в рассказах и сказках. Для ребенка
очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его
самого, сказочных персонажей. Так, слушая сказку, дети обязательно хотят
выяснить, кто хороший, а кто плохой, требуют в этом отношении
определенности. В этом возрасте игра становится ведущей деятельностью.
В дошкольном возрасте происходят
значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его
образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми; резко
возрастают возможности физического и психического развития, порождая
новые потребности, интересы, а следовательно, и новые побуждения к все
более разнообразным видам деятельности. И не удивительно, что в этом
возрасте возникает внутреннее противоречие между потребностями в
действиях и невозможностью овладения реальными взрослыми действиями в
силу их сложности. А разрешить эти противоречия можно путем выдвижения
на первый план новой формы поведения, нового вида деятельности, а именно
сюжетно-ролевой игры.
Игра – не продуктивная
деятельность; мотив игры лежит в самом ее содержании, следовательно,
игровое действие свободно от обязательного подчинения реальным условиям и
реальным предметам.
Игра – форма деятельности в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного
опыта. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной
практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.
Разыгрывание ролей в детских играх
послужило основанием для создания некоторых психологических концепций
развития личности. Одна из них принадлежит американскому психологу
Дж. Миду, который считал, что развитие личности происходит в процессе
взаимодействия индивида с разными людьми. Детские ролевые игры служат
тому доказательством, так как сначала в играх малыши выполняют любую
роль, что заставляет многих ученых (в основном зарубежных) оценивать
такое игровое поведение как подражание или идентификацию, а не взятие
роли. В данном случае действует предположение, что ребенок приписывает
себе различные качества внешних объектов и людей. Затем дети вырастают,
расширяется круг их общения, в число значимых людей включаются другие
родственники, сверстники. Теперь в игре ребенок усваивает целую систему
регламентаций поведения в виде правил игры. На этом этапе развития игры
дети уже берут на себя различные роли, например «мужчина», «учитель»,
«отец», и это означает усвоение системы взаимных требований и ожиданий.
Игры, в которые обычно играют дошкольники, можно разделить на три основные группы.
• Подвижные игры – с мячом, со скакалкой, прятки, и т. д., которые способствуют физическому развитию ребенка.
• Образовательные игры –
в лото, в разноцветные пирамидки. Такие игры дают возможность
познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У
детей формируется представление, развивается наблюдательность,
восприятие, память, мышление.
• Ролевые игры – наиболее типичны для дошкольного возраста и наиболее важные для развития ребенка.
Взрослые показывают ребенку, как
надо выполнять то или иное действие с игрушкой. Усваивая его, ребенок
начинает входить в мир ролевой игры. Так, воспроизводя действия
родителей, ребенок создает одну из самых первых ролевых игр – «в семью»
или «дочки-матери». По мере общения со взрослыми и познания окружающего
мира он знакомится с тем, что делают люди разных профессий, в результате
чего рождаются игры в строителя, врача, офицера, и т. д.
К концу третьего года жизни дети
начинают в своих действиях активно использовать символы – указатели,
обозначающие предметы, но уже отдаленные от них и вместе с тем
сохраняющие определенное сходство с самими предметами. Так, для ребенка
лист дерева начинает заменять одеяло для куклы, кубики становятся
кирпичами, и т. д. Окончательное формирование ролевой игры происходит
после того, как у ребенка сформировалась самостоятельность.
Ролевая игра включает:
• сюжет – ту сторону действительности и те действия, которые воспроизводятся в игре;
• содержание игры – то, что
воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента
деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и
общественной жизни;
• игровая роль – воспроизведение действий взрослого человека;
• структура игры –
совокупность организованных игровых действий и операций (реальных
движений, по своему техническому и двигательному составу приспособленных
к тем предметам, с которыми играют дети).
Взятие на себя определенной роли
заставляет ребенка отказаться от мимолетных желаний, в результате чего
игра начинает выступать средством воспитания волевых качеств. Важно
также и то, что ролевая игра в своих развитых формах является
коллективной деятельностью, и ни в чем другом коллективные отношения у
дошкольников не достигают такого уровня, как в игре.
Игровая деятельность дошкольников,
особенно старших, отличается богатством мимики, выразительностью жестов,
эмоциональной насыщенностью речи, разнообразием интонаций. Если при
зарождении сюжетно-ролевой игры можно заметить у детей фрагменты
изображения конкретного взрослого, то по мере взросления игра идет не по
пути изображения индивидуальных черт взрослых, а по линии обобщенного
смысла действий, то есть социальных ролей.
Роли детей в игре отражают нормы
поведения взрослого. Играя, ребенок переходит в развитый мир высших
моральных форм человеческого поведения, которые в процессе игры
становятся источником развития морального поведения самого ребенка. И
такое воспитание моральных качеств у детей с помощью игры намного
эффективнее, чем беседы на эту тему с родителями.
Очень благотворно влияет на
воспитание ребенка разыгрывание конфликтных ситуаций как в семье, так и в
детском коллективе. Так, например, в семье можно предложить ребенку
изобразить роль мамы или папы, а родителям – роль сына и дочери. Пусть
каждый из членов семьи выскажет свою точку зрения по поводу какого-либо
события путем обсуждения причин и последствий поступков. Таким образом,
ребенок (старший дошкольник) выявит сам свои заслуги и ошибки и в
следующий раз в подобной ситуации ему будет проще принять правильное
решение.
Развитие сюжетов детских игр идет
от бытовых к играм с производственными сюжетами, а затем к играм,
отражающим общественную жизнь. Это развитие связано с расширением
кругозора ребенка и его жизненного опыта. На первый взгляд многие сюжеты
игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И те и
другие играют в «Доктора», «Магазин», Семью», «Театр» и др., но
содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом. Так,
содержание игры в «Больницу» различно у малышей и старших дошкольников. У
четырехлеток главным содержанием игры является выслушивание, разные
действия с ложкой, градусником или пинцетом, то есть малыши подражают
действиям, которые совершают с предметами взрослые люди. А у старших
дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о
больном, то есть функции врача в обществе.
Усложняются и
взаимоотношения детей в игре. Так, младшие дошкольники еще не умеют
четко распределять роли (здесь приходит на помощь руководитель);
а старшие дошкольники уже способны распределить роли, которые
регламентируют отношения в коллективе играющих. Взяв на себя роли, дети
строят свои отношения в игре по типу взрослых.
В возрасте 3–4 лет дети
еще не умеют играть вместе; они способны играть рядом. Основными
предпосылками для установления контактов между детьми в ходе игры
является интерес к содержанию игры, стремление научиться или научить
товарища тому, что умеешь делать сам. Активность детей 4-го года жизни
выражается в движениях, действиях с игрушками, в речи (ребенок вслух
разговаривает с игрушкой, говорит за нее) и носит импульсивный
эмоциональный характер.
Часто малыши прекращают свою игру,
чтобы включить нового товарища. Однако в ходе игры у четырех леток могут
возникнуть трудности в установлении и поддержании контактов. С одной
стороны, это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченностью
личного опыта, низким уровнем воображения, а с другой – с межличностными
отношениями.
Иногда дети не хотят принимать в
свою игру нового партнера. Старшие дошкольники уже способны играть
вместе. Ведущим мотивом игры становится познавательный интерес,
проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Логика и
характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия
становятся более разнообразными, появляется специфическая речь,
обращенная к товарищу по игре в соответствии с выбранными ролями.
Нарушение логики действий опротестовывается и протест сводится к тому,
что «так не бывает». Вычленяются правила поведения, которым дети
подчиняют свои действия.
Различное поведение детей 4-го и
6-го лет жизни хорошо прослеживается тогда, когда от игры в самих себя
они переходят к играм во взрослых. Так, роль воспитателя играют охотно
дети всех возрастов. Роли детей безропотно принимают только младшие
дошкольники. Старшие же всеми силами стараются в детей не играть. |